На протяжении двух столетий на политической арене Европы царил абсолютизм – неограниченная власть монарха. Его конец пришёл после Великой французской революции.
«Тот, кто даровал людям королей, желал, чтобы их чтили, как Его наместников, и Одному Себе предоставил право судить об их поступках. Его воля заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений», — писал Людовик XIV в своих «Наставлениях» потомкам.
Философское обоснование абсолютной власти
Времена меняются — и политическое устройство государств должно поспевать вслед за этими изменениями. Европа стремительно двигалась к доминированию в мире.
Складыванию новой европейской политической реальности способствовали и труды известных философов. Большое значение в этой связи имели работы Никколо Макиавелли и Жана Бодена — последний прямо указывал на право принадлежности высшей власти монарху, который, несмотря на своё божественное предназначение распоряжаться ресурсами и подданными по своему разумению, тем не менее, нёс перед населением большую ответственность, а нарушение их прав и свобод шло вразрез с христианской моралью и этикой.
В похожем ключе рассуждал Томас Гоббс в «Левиафане». Этот труд, возникший под впечатлением от кровопролитной борьбы монарха и парламента в Англии, также говорил об особенностях общественного договора и источнике власти — мыслитель продвигал в книге идею о суверене, обладающем абсолютной властью и создававшем моральные обязательства для своих подданных.
Европейский абсолютизм: разные оттенки одного цвета
Теоретики подготовили идеологическую почву для того, чтобы абсолютизм воцарился практически по всей Европе в 17−18 веках. Власть монархов в первую очередь опиралась на дворянство, представители которого занимали все ключевые высшие гражданские и военные посты. Государственная машина выживала за счёт бюрократии и чёткого распределения полномочий.
Собранные из зачастую непохожих друг на друга областей и регионов, абсолютистские государства с течением времени становились унитарными странами с единым законодательством, гарантом которого являлся монарх. Он же оказывал покровительство национальной экономике — политика «меркантилизма» появилась именно во время становления и расцвета абсолютных монархий. Любопытно, что именно эта политика позволила сформироваться условной национальной «буржуазии».
Несмотря на большое количество общих черт, в каждой европейской стране абсолютизм имел свои черты, а генезис и развитие политической системы шли совершенно разными путями. Классическая абсолютная монархия, по мнению историков, сложилась во Франции в 17−18 веках. Зенитом этой политической системы стала эпоха правления Людовика XIV. В других странах абсолютизм имел свои особенности. Английская абсолютная монархия, например, не смогла достичь французского уровня и оказалась серьёзно ограничена Парламентом — сказалось поражение лоялистов в Гражданской войне. Прусский абсолютизм в наибольшей степени сложился из военных предпосылок — буквально, «вылупился из пушечного ядра».
Прелюдия революционных лет
К середине 18-го века европейский «старый порядок» остро нуждался в модернизации — этому способствовал целый ряд политических, экономических и культурных причин.
Вторая половина столетия прошла под эгидой нового политического веяния — «просвещённого абсолютизма». В одно и то же время в разных европейских странах местные монархи, под впечатлением от гуманистических и рационалистических идей современных философов и мыслителей, принялись осуществлять реформы, дабы привести жизнь внутри своих владений в согласие со своим видением сущности государства. Принято считать, что первым такой «эксперимент» предпринял знаменитый прусский король Фридрих II.
Фридрих достиг определённого успеха — его реформы смогли превратить Пруссию в одно из сильнейших государств Европы, а пример Гогенцоллерна вдохновил других монархов Старого Света.
Однако расцвет обновлённого абсолютизма оказался временным — эпоха Просвещения подточила идеологические и культурные основы «старого порядка» Европы и привела к громовым десятилетиям.