В десять утра по Московскому времени начался третий день судебного процесса по делу о клевете. Напомним, в прошлый раз за весь день процесса Алексей навальный получил более десяти замечаний. К слову, примерно столько же получила и судья от самого обвиняемого.
Выяснить, на базе чьего заявление было возбуждено уголовное дело, так и не удалось. Защита потребовала провести анализ подписей Артёменко, однако суд отказал в проведении экспертизы.
В этот день должны были завершиться прения и прозвучать последнее слово обвиняемого, но, забегая вперёд, скажем, что не всё из этого было осуществлено.
Заседание началось с просьбы прокурора Фроловой о выделении из дела материалов, которые свидетельствуют о том, что Навальный оскорбил судью, и направить их в Следственный Комитет для возбуждения нового дела об оскорблении. На это судья удалилась в совещательную комнату, где приняла решение отказать в рассмотрении ходатайства. НО. При вынесении решения по данному делу ходатайство всё же будет рассмотрено.
После этого начались прения сторон.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
ПРЕНИЯ СТОРОН
Фролова пересказывает суть предъявляемых Навальному обвинений, толкает вполне эмоциональную речь:
«В ходе дела мы несколько раз посмотрели ролик. Там было много уважаемых людей. В частности, ветеран Артеменко. Мог ли он представить, что станет жертвой клеветы и будет подвергнут нападкам? Он прошёл войну, имеет медали. Он ковал победы, даровал нам жизнь. Даровал мне и всем участникам процесса. А в его адрес говорят эти слова, граничащие с безумием. На что же рассчитывал подсудимый? На то, что с ним никто не будет связываться? Но мы не дадим ему так просто оскорблять уважаемых людей. Спасибо вам, Игнат Сергеевич, что напомнили нам, что мы не оставим никого в беде».
Прокурор в очередной раз указывает на то, что Навальный не соизволил извиниться перед Артёменко, что указывает на отсутствие в нём чести и достоинства. Далее Фролова вновь указывает на то, что слова подсудимого — это всё же клевета, а к лингвистическому анализу, представленному во второй день слушаний экспертом со стороны защиты Барановым, нужно относиться критически, т. к. ему не были разъяснены его права и обязанности, а также ответственность за дачу заведомо ложным показаний. Более того, по мнению прокурора эксперт сам не смог дать определение словам «честь» и «достоинство». Однако при этом Баранов без словаря дал требуемое определение.
Гособвинитель обвиняет Навального и в том, что на сайте «Бессмертного Полка» именно его сторонники разместили фотографии нацистов. По итогу Фролова объявила, что просит назначить Навальному наказание в виде трёх с половиной лет лишения свободы, а также штраф в размере 950 000 рублей.
Далее слово взял сам Алексей Анатольевич. Он в очередной раз напоминает, что его высказывания носят сугубо субъективный характер, а семья ветерана постоянно им торгует. Отказавшись комментировать юридические нюансы ввиду бессмысленности, обвиняемый передал слово адвокату Ольге Михайловой.
Михайлова отмечает, что в ролике не было упомянуто имя Игната Артёменко, а оценочные суждения были высказаны в отношении всех лиц. Вспоминая о приглашённом ранее специалисте, адвокат напоминает, что Баранов допрашивался в зале суда, его права и обязанности были ему разъяснены, в связи с чем отвергать его показания нельзя. Завершила Михайлова тем, что комментарии её подзащитного содержат не факты, а оценочные суждения, которые относятся ко всем снявшимся в ролике людям. К тому же, на момент предъявления Навальному обвинения действовала старая редакция статьи о клевете, в соответствии с которой она должна распространяться на одного конкретного человека. В связи с этим необходимо вынести оправдательный приговор и прекратить уголовное преследование Навального.
Кобзев полностью поддержал коллегу, заявив, что юридическое значение имеет не персона потерпевшего (ветеран, домохозяйка, рабочий), а наличие в комментариях фактов либо оценочных суждений. Приводится пример:
- Нельзя проверить, Кобзев — холуй или не холуй? Потому что это зависит от отношения того или иного человека ко мне , - иллюстрирует ситуацию адвокат.
Затем Кобзев приводит в качестве очередного примера судебную практику по делам о клевете в США.
А далее… Суд объявил перерыв до двадцатого февраля. Что вызвало острую необходимость — неизвестно, однако в этот же день в Мосгорсуде в десять утра будет рассматриваться жалоба на замену условного слова на реальный. При этом уже на два часа дня назначено слушание последнего слова подсудимого и оглашение приговора в Бабушкинском суде. Непонятно, как Навальный сможет разорваться на два заседания и как будет организована его доставка в суд.
Так или иначе, следующее заседание ожидается уже в субботу.
Читайте далее:
Десятилетняя тайна досрочного лишения полномочий Фарита Насретдинова стала явной
Судебный процесс над Алексеем Навальным по делу о клевете. День второй
Понижение в квалификационном классе: итог 2020 года