Найти тему

За год сейсмичность в России поменяли два раза. Можно ждать проблем и катастроф?

В конце 2019 года Минстроем России были утверждены новые карты Общего сейсмического районирования России, существенно изменившие силу потенциально возможных землетрясений на разных территориях страны. Где-то сейсмичность выросла, где-то наоборот.

Целый год в профессиональном сообществе не утихали споры. Еще бы. Ведь это решение привело к тому, что кое-где стройки, в том числе, государственные, подорожали в разы. А где-то заложенные на сейсмостойкость средства потратить наоборот не получилось бы - итоговая комиссия с учетом новой пониженной сейсмичности такое просто не приняла бы.

А в конце января новый министр, как говорят, по прямому распоряжению вице-премьера, откатил все назад, вернув старые карты и, соответственно, прежнюю сейсмичность. Строительные ресурсы подали это как безусловную победу строителей. Конечно, у них очень сильное лобби. Но, признаться честно, сложно разобраться и сделать окончательный вывод о том, правильным ли было решение об этом откате.

Приведем точку зрения проектировщика и строителя, системного оппонента новых карт Германа Шестоперова, который отметил, что введение этих карт «поставило телегу впереди лошади». По его мнению, сначала необходимо договориться о закономерностях, положенных в основу картирования, поскольку недопустимо каждый раз менять положение разломов, магнитуду, область, включенную в сейсмоактивную деятельность, соотношение между тектоническим разрывом и магнитудой, уравнение макросейсмического поля и т.д. Поскольку если каждый раз менять исходные параметры, независимо от того, какими они в действительности являются, а из собственных представлений новых авторов, то каждый раз на выходе будет разный результат. При этом он подчеркнул, что карты ОСР являются фундаментом для следующей огромной надстройки – нормативных документов и документов, связанных с проектированием конкретных сооружений. «Недопустимо, чтобы вся строительная отрасль зависела от личных взглядов новых разработчиков», - подчеркнул докладчик, поскольку это связано с сейсмобезопасностью населения и одновременно может приводить к дополнительным необоснованным расходам.

Модераторы круглого стола сейсмологической секции
Модераторы круглого стола сейсмологической секции

Что касается изменений, то они, по мнению Г.Шестоперова, конечно, могут быть. Но они должны исходить не из того, что меняются исходные данные, а, прежде всего, учитывать новые события, которые будут случаться время от времени. Тоже самое касается рядов событий, которые учитываются. По мнению докладчика, при разработке новых карт в одном случае учитывали события за 10 тысяч лет, а в другом случае не учитывали, исходя лишь из событий периода, когда сейсмическая активность вышла на минимум. А потом строили графики повторяемости, из которых следует, что дальше будет «тишь да благодать». Если взят короткий ряд, на который пришелся период активизации, то в предположениях о будущем сейсмичность будет завышена. «Временные ряды должны быть продолжительными, иначе будет то, что было в Ашхабаде. Взяли там за 40-50 лет события, пролонгировали их вперед, [заключили], что будет 7 баллов, а получили 9 баллов [землетрясение] и 110 тысяч погибших. Тоже самое было и в Армении. Тоже самое было на Сахалине. Сколько можно спотыкаться на этих граблях?», - заключает специалист.

Тут уж каждый может сделать выводы лично для себя. Тем более, что в каждом регионе пресса широко осветила это событие. Мы только можем предложить посмотреть записать круглого стола, в котором участвовал и Герман Шестоперов, и специалисты Института физики Земли РАН или почитать статью об этом круглом столе. Тема-то действительно очень важная для людей и их безопасности. СМОТРЕТЬ или ЧИТАТЬ.