Найти тему

Тираннозавр Рэкс, Кинг-Конг и другие: гиганты аниматроники в фантастике

Оглавление

Периодически я публикую статьи, посвящённые спецэффектам и пластическому гриму. Сегодня хочется поговорить о таком явлении как аниматроника. Самым коротким будет такое определение:

Аниматроника — это механизмы, имитирующие движения живых существ в фильмах и тематических парках.

Как правило, к этому приёму прибегают, когда нужно изобразить какого-нибудь монстра, зверя, робота (особенно если речь идёт про большое чудовище).

Несмотря на засилье компьютерных эффектов в наше время аниматроника никуда не делась, мало того, по мнению некоторых киноведов ожидается её «второе рождение». Сегодня хочется вспомнить настоящих гигантов: тираннозавра из первой части Парка Юрского периода, Кинг-Конга из фильма 1976 года и других.

Тиранозавр Рэкс

Фильм «Парк Юрского периода» 1993 года можно назвать одним из переломных — в нём уже очень активно использовали компьютерную графику, но в целом большинство крупных динозавров создали с помощью макетов и аниматроники.

Самым впечатляющим монстром в этом фильме был, конечно же, тиранозавр. Механизм, который построили для него представлял собой махину в 12 метров высоты и общей массой четыре тонны.

Верхняя часть туловища. Источник фото pikabu.ru/story/park_yurskogo_perioda_povorotnyiy_moment_v_istorii_kompyuternoy_animatsii_6646168
Верхняя часть туловища. Источник фото pikabu.ru/story/park_yurskogo_perioda_povorotnyiy_moment_v_istorii_kompyuternoy_animatsii_6646168

Для удобства махину разделили на две части: верхнюю (на фото выше) и ноги. При съёмках в кадре приходилось располагать предметы (дерево, здание или что-то похожее), скрывающие щель между половинами чудища.

Но главной технической находкой стали манипуляторы, которые позволяли исполину двигаться (и довольно пластично и правдоподобно!). В пульт управления механизмами переделали настоящий... авиасимулятор. По сути, манипуляторами тиранозавтра управляли с помощью техники, которую в своих тренировках использовали самые настоящие пилоты.

Кинг-конг 1976 года

Увы, в случае этого фильма речь пойдёт о неудачном применении аниматроники. Студия Paramount очень хотела впечатлить зрителя отменными спецэффектами и не жалела для этого средств. Для создания аниматронной куклы наняли опытного инженера Карло Рамбальди, который принялся за дело с солидным размахом: несколько тонн алюминия, конских волос и электроники превратились в махину ростом в 12 метров. Стоимость куклы превысила 1,5 миллиона долларов.

К сожалению, результат получился плачевным: управление работало из вон рук плохо, мало того, что монстр двигался плохо, эксперименты с ним едва не закончились трагедией - неловкие движения едва не погубили актрису Джессику Лэнг и её дублёршу.

Спас фильм легендарный специалист по гриму Рик Бейкер , который попросту смастерил несколько костюмов и масок (и лично отпахал на площадке в этих самых костюмах, во многих сценах фильма).

Механический громила мелькнул всего в одной сцене.

Эту сцену снимали уже с помощью костюмов и макетов
Эту сцену снимали уже с помощью костюмов и макетов

Джаба Хатт

Глава мафии Джаба Хатт
Глава мафии Джаба Хатт

С помощью аниматроники был создан и самый известный межгалатический мафиози, персонаж саги Звёздные войны Джаба Хатт.

Цена куклы и её вес не тянули на рекорды: стоил монстр полмиллиона долларов, а весил «всего» около тонны. Зато движения и мимика Хатта управлялись довольно сложно, этим занималась целая команда, при чём трое человек для этого помещались внутри монстра.

Специальный человек отдельно управлял движениями глаз, а за мимику (раздувание щёк) отвечал простой механизм: через специальные трубки подавали сжатый воздух.

А какие примеры крутой аниматроники в фантастическом кино помните вы? Делитесь в комментариях, ставьте лайки и не забывайте подписываться на канал!

Здесь рубрикатор со всеми статьями о гриме и спецэффектах в кинофантастике