Периодически я публикую статьи, посвящённые спецэффектам и пластическому гриму. Сегодня хочется поговорить о таком явлении как аниматроника. Самым коротким будет такое определение:
Аниматроника — это механизмы, имитирующие движения живых существ в фильмах и тематических парках.
Как правило, к этому приёму прибегают, когда нужно изобразить какого-нибудь монстра, зверя, робота (особенно если речь идёт про большое чудовище).
Несмотря на засилье компьютерных эффектов в наше время аниматроника никуда не делась, мало того, по мнению некоторых киноведов ожидается её «второе рождение». Сегодня хочется вспомнить настоящих гигантов: тираннозавра из первой части Парка Юрского периода, Кинг-Конга из фильма 1976 года и других.
Тиранозавр Рэкс
Фильм «Парк Юрского периода» 1993 года можно назвать одним из переломных — в нём уже очень активно использовали компьютерную графику, но в целом большинство крупных динозавров создали с помощью макетов и аниматроники.
Самым впечатляющим монстром в этом фильме был, конечно же, тиранозавр. Механизм, который построили для него представлял собой махину в 12 метров высоты и общей массой четыре тонны.
Для удобства махину разделили на две части: верхнюю (на фото выше) и ноги. При съёмках в кадре приходилось располагать предметы (дерево, здание или что-то похожее), скрывающие щель между половинами чудища.
Но главной технической находкой стали манипуляторы, которые позволяли исполину двигаться (и довольно пластично и правдоподобно!). В пульт управления механизмами переделали настоящий... авиасимулятор. По сути, манипуляторами тиранозавтра управляли с помощью техники, которую в своих тренировках использовали самые настоящие пилоты.
Кинг-конг 1976 года
Увы, в случае этого фильма речь пойдёт о неудачном применении аниматроники. Студия Paramount очень хотела впечатлить зрителя отменными спецэффектами и не жалела для этого средств. Для создания аниматронной куклы наняли опытного инженера Карло Рамбальди, который принялся за дело с солидным размахом: несколько тонн алюминия, конских волос и электроники превратились в махину ростом в 12 метров. Стоимость куклы превысила 1,5 миллиона долларов.
К сожалению, результат получился плачевным: управление работало из вон рук плохо, мало того, что монстр двигался плохо, эксперименты с ним едва не закончились трагедией - неловкие движения едва не погубили актрису Джессику Лэнг и её дублёршу.
Спас фильм легендарный специалист по гриму Рик Бейкер , который попросту смастерил несколько костюмов и масок (и лично отпахал на площадке в этих самых костюмах, во многих сценах фильма).
Механический громила мелькнул всего в одной сцене.
Джаба Хатт
С помощью аниматроники был создан и самый известный межгалатический мафиози, персонаж саги Звёздные войны Джаба Хатт.
Цена куклы и её вес не тянули на рекорды: стоил монстр полмиллиона долларов, а весил «всего» около тонны. Зато движения и мимика Хатта управлялись довольно сложно, этим занималась целая команда, при чём трое человек для этого помещались внутри монстра.
Специальный человек отдельно управлял движениями глаз, а за мимику (раздувание щёк) отвечал простой механизм: через специальные трубки подавали сжатый воздух.
А какие примеры крутой аниматроники в фантастическом кино помните вы? Делитесь в комментариях, ставьте лайки и не забывайте подписываться на канал!
Здесь рубрикатор со всеми статьями о гриме и спецэффектах в кинофантастике