Это рассказ о том, как художник проработал свой внутренний мрак и вышел в "свет". Этот французский символист интересен тем, что его творческое наследие условно делится на две половины - период мрачных литографий депрессивных рисунков, сделанных углем, и период яркой живописи с образами цветов и красивых женщин, которые мечтают и грезят о чем-то с закрытыми глазами.
Его нуары, или "черноты" изображают странных существ, которым не найти аналогов в мировом искусстве, - они словно живут сами по себе, паря в пространстве между небом и землей. Это химеры, улыбающиеся и плачущие пауки, цветки с человеческой головой, бесплотные духи и вставные челюсти, летающие вдоль книжных полок.
Эти работы вызывают у многих зрителей эмоцию печали не только из-за своей монохромности. Очеловеченные, наделенные лицами растения, головы без тела, летающие по небу, грустные и задумчивые, замкнутые в собственных переживаниях персонажи - все это наводит на мысли об одержимости художника какими-то драматическими, тяжелыми состояниями.
Одилон Редон был знаком с культовым сюрреалистом Стефаном Малларме и любил поэзию Эдгара По, поэтому неудивительно, что его работы того периода переполнены отсылками к поэзии и музыке. А "Ворон", иллюстрация к гениальному стихотворению По, стал одним из самых известных работ того периода:
Редон упрекал многих художников за то, что они изображают лишь то, что находится "извне". В противоположность им он обратился к тому, что находится внутри. Эти работы - изображения внутреннего мира: подсознательные страхи, переживания, грезы и ночные кошмары.
Иногда то, что является нам из подсознательных глубин, выглядит вот так, достаточно неприятно. Это как с фильмами Дэвида Линча, переполненными под завязку разнообразными чудиками и ужасами, - сам при этом он считает себя абсолютно счастливым человеком, но досконально изучил свою внутреннюю тьму.
Глаза, пристально рассматривающие зрителя, тревожные и будорожащие, очень часто появляются на работах "черного" периода.
Потерянность человека в этом огромном мире, одиночество, обреченность, неприкаянность, натиск чудовищ изнутри и извне, - всё это выплеснул художник в свою графику.
Удивительно, но в пятьдесят лет этот мрачный период художника закончился. И он начал писать совсем другие картины - светлые, полные красок и ярких образов, цветов и красивых женщин. Вот такие:
Или такие:
Сияющий ультрамарин, теплый каштановый и бежевый, яркий красный - его полотна и пастели "цветного" периода как будто написаны другим человеком. Если показать графику и позднюю живопись неподготовленному зрителю, тому, кто вообще ничего не знает о Редоне, тот скажет, что это произведения двух разных людей. Настолько они отличаются. По энергетике, по темам, по настроению, по атмосфере - по всему.
Для меня этот переход - отличный и наглядный пример того, как художник, тщательно проработав внутреннюю тьму, которую только мог в себе найти, вышел в свет. Эта дорога - путь стремительной духовной эволюции, которая все-таки возможна в пределах одной человеческой жизни, но чаще, конечно, растягивается на несколько.