14,3K подписчиков

Подводные асы Италии: Джанфранко Гаццана Приароджа

249 прочитали
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Джанфранко Гаццана Приароджа (Gianfranco Gazzana Priaroggia) - конкурент Карло ди Коссато на звание «итальянского подводника №1». Коссато потопил больше вражеских судов (16 против 11 на счету Приароджа), однако Джанфранко превзошел своего учителя по уничтоженному торговому тоннажу на 5.000 брт, потопив самое крупное судно среди всех итальянских подводников…

Сын успешного адвоката Джанфранко Гаццана Приароджа (1912 — 1943) еще в юности «заболел морем», и в 1931 году поступил в Военно-морскую академию, по окончании которой получил офицерское звание и назначение на тяжёлый крейсер «Тренто». Через год плавания на надводных кораблях Гаццана Приароджа перевелся в подводный флот, и в 1937 на борту субмарины «Доминико Миллелире» принял участие в гражданской войне в Испании. К моменту вступления Италии во 2-ю мировую войну Джанфранко дослужился до звания капитан-лейтенанта и должности старшего помощника командира подводной лодки. В первые месяцы войны Гаццана участвовал в операциях в Средиземном море, сменив за это время две подлодки; а в феврале 1941 Приароджа получил назначение на ту же должность старпома на большую океанскую субмарину «Таццоли», которая действовала в Атлантическом океане. Командиром этой субмарины только что стал Карло Фечиа ди Коссато – человек, у которого Гаццана многому научился, и с которым впоследствии Джанфранко предстояло конкурировать на звание лучшего подводного аса Италии!

На «Таццоли» Приароджа прослужил ровно год; участвуя в четырех боевых выходах, Гаццана имел прямое отношение к потоплению 10 вражеских транспортных судов общей грузовместимостью более 54.000 брт. Наблюдая за действиями Коссато в атаках и выполняя все его распоряжения, Приароджа учился у своего командира вести подводный бой; он получил от своего учителя тот «задел», который впоследствии помог Джанфранко стать выдающимся асом.

Ученик и учитель: старпом Приароджа и командир Коссато на борту лодки «Таццоли»
Ученик и учитель: старпом Приароджа и командир Коссато на борту лодки «Таццоли»

В феврале 1942 Джанфранко пошел на повышение: его назначили командиром большой подлодки «Архимед», так же, как и «Таццоли» базировавшейся на порт Бордо и действовавшей в Атлантическом океане. Правда, на этом корабле Приароджа совершил всего один, но длительный боевой поход: с апреля по июль 1942 «Архимед» патрулировал у северного побережья Бразилии, однако без особых успехов – за это время ему удалось встретить и потопить только один транспорт на 5.568 брт.

В августе Гаццана перевели командиром на более новую, чем «Архимед», субмарину – «Леонардо да Винчи», обладавшую лучшей мореходностью и более высокой автономностью.

Подлодка «Леонардо да Винчи» («Lеоnаrdо da Vinci») стала самой результативной по потопленному грузовому тоннажу среди всех итальянских подводных лодок. Три командира, сменявшие друг друга, менее чем за два года (с июня 1941 по апрель 1943) потопили на ней 17 коммерческих судов общей грузоподъемностью 120.243 брт. Наилучших результатов «Леонардо да Винчи» достигла под командованием капитан-лейтенанта Джанфранко Гаццана Приароджа (потопил на «Леонардо» 10 судов общей грузоподъемностью 85.015 брт).  Субмарина «Леонардо да Винчи» принадлежала к типу лодок «Маркони» («Marconi»). Этот тип насчитывал 6 одинаковых субмарин («Maggiore Francesco Baracca», «Michele Bianchi», «Alessandro Malaspina», «Guglielmo Marconi», «Luigi Torelli», «Leonardo da Vinci»). Серия строилась с 1938 по 1940 год; «Леонардо да Винчи» вступила в строй 16 сентября 1939 года.
Водоизмещение лодок этого типа составляло: надводное 1.195 т, подводное – 1.489 т. Они имели длину 76,5 м, ширину 6,81 м, осадку 4,72 м. Двигателями для надводного хода служили 2 дизеля по 1.800 л.с., а для подводного хода – 2 электродвигателя по 750 л.с. Благодаря им субмарина над водой достигала скорости 17,8 узла, а под водой – 8,2 узла; погружалась лодка на 90 м. Запас топлива -72 т позволял пройти 8-узловым ходом 10.500 миль, а на 17 узлах – 2.900 миль. Под водой запаса тока в аккумуляторах хватало на 110 миль 3-узловым ходом, и на 80 миль полным 8-узловым ходом.
Вооружение «Леонардо да Винчи» и ее «систершипов» состояло из 8х533-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 4 в корме) с боекомплектом в 16 торпед. Артиллерия была представлена 1х100-мм орудием перед рубкой; зенитное вооружение: 4х13,2-мм пулемета (2 спаренные установки). Экипаж – 57 человек.
Подлодка «Леонардо да Винчи» («Lеоnаrdо da Vinci») стала самой результативной по потопленному грузовому тоннажу среди всех итальянских подводных лодок. Три командира, сменявшие друг друга, менее чем за два года (с июня 1941 по апрель 1943) потопили на ней 17 коммерческих судов общей грузоподъемностью 120.243 брт. Наилучших результатов «Леонардо да Винчи» достигла под командованием капитан-лейтенанта Джанфранко Гаццана Приароджа (потопил на «Леонардо» 10 судов общей грузоподъемностью 85.015 брт). Субмарина «Леонардо да Винчи» принадлежала к типу лодок «Маркони» («Marconi»). Этот тип насчитывал 6 одинаковых субмарин («Maggiore Francesco Baracca», «Michele Bianchi», «Alessandro Malaspina», «Guglielmo Marconi», «Luigi Torelli», «Leonardo da Vinci»). Серия строилась с 1938 по 1940 год; «Леонардо да Винчи» вступила в строй 16 сентября 1939 года. Водоизмещение лодок этого типа составляло: надводное 1.195 т, подводное – 1.489 т. Они имели длину 76,5 м, ширину 6,81 м, осадку 4,72 м. Двигателями для надводного хода служили 2 дизеля по 1.800 л.с., а для подводного хода – 2 электродвигателя по 750 л.с. Благодаря им субмарина над водой достигала скорости 17,8 узла, а под водой – 8,2 узла; погружалась лодка на 90 м. Запас топлива -72 т позволял пройти 8-узловым ходом 10.500 миль, а на 17 узлах – 2.900 миль. Под водой запаса тока в аккумуляторах хватало на 110 миль 3-узловым ходом, и на 80 миль полным 8-узловым ходом. Вооружение «Леонардо да Винчи» и ее «систершипов» состояло из 8х533-мм торпедных аппаратов (4 в носу, 4 в корме) с боекомплектом в 16 торпед. Артиллерия была представлена 1х100-мм орудием перед рубкой; зенитное вооружение: 4х13,2-мм пулемета (2 спаренные установки). Экипаж – 57 человек.

В первый боевой поход на «да Винчи» Джанфранко смог отправиться только в октябре – август и сентябрь оказались заняты экспериментом. Подлодку приспосабливали к транспортировке мини-субмарины типа КА2: испытывали возможность доставки миниатюрного «подводного диверсанта» ко входу во вражескую базу. Лишь после успешного завершения испытаний на «Леонардо да Винчи» вернули снятую для размещения КА2 носовую пушку, и отпустили в боевое плавание. В походе к берегам Бразилии, продолжавшемся с октября до декабря 1942 года, Гаццана потопил 4 транспорта общей грузоподъемностью 26.095 брт, израсходовав на них все торпеды (отсутствие боезапаса и стало причиной сокращения времени похода).

Подлодка «Леонардо да Винчи» вернулась в Бордо из боевого похода
Подлодка «Леонардо да Винчи» вернулась в Бордо из боевого похода

В феврале 1943 командование направило подлодку «Леонардо да Винци» в длительный поход в Индийский океан. К тому времени ситуация в Атлантике для флотов стран Оси осложнилась: транспорты Союзников стали ходить только в конвоях под сильным противолодочным охранением, а воды Атлантики начали патрулировать многочисленные дальние многомоторные противолодочные самолеты. Поэтому итальянские подводники решили переместиться в далекий Индийский океан, где пока не использовалась конвойная система и Союзники имели слабую противолодочную оборону.

Еще следуя вдоль западного побережья Африки, Приароджа потопил 2 вражеских транспорта, причем один из них оказался настоящим гигантом: западнее Гвинейского залива в перископ «Леонардо да Винчи» попал британский пассажирский лайнер «Эмпресс оф Канада» водоизмещением целых 21.517 тонн! Этот лайнер стал самым большим грузопассажирским судном, потопленным итальянцами за всю войну. На борту «Эмпресс оф Канада» находилось около 1.400 пассажиров (по другим сведениям около 1.800); в том числе 500 итальянских военнопленных. При потоплении лайнера погибло 400 человек; половина из них – итальянцы, которых англичане спасали в последнюю очередь…

Британский лайнер «Эмпресс оф Канада», торпедированный «Леонардо да Винчи» -  самое крупное судно (21.517 брт), потопленное итальянцами за войну
Британский лайнер «Эмпресс оф Канада», торпедированный «Леонардо да Винчи» - самое крупное судно (21.517 брт), потопленное итальянцами за войну

В апреле 1943 «Леонардо да Винчи» вошла в Индийский океан, где англичане чувствовали себя в безопасности и действительно не предпринимали серьезных противолодочных мер. В результате за 20 дней патрулирования Гаццана обнаружил и потопил еще 4 судна, после чего сообщил по радио своему командованию о результатах похода и о том, что возвращается в Бордо. Общий тоннаж уничтоженных Приароджа в этом походе судов составил 58.974 брт; а с учетом потопленных до этого общий «урожай» Гаццана дошел до 11 потопленных транспортов общей грузоподъемностью 90.637 брт. Такое количество уничтоженного тоннажа стало рекордным для итальянских подводников.

Обрадованное успехами Джанфранко командование готовились торжественно встретить в Бордо возвращение «Леонардо да Винчи» из похода, однако субмарины итальянцы так и не дождались: подлодка пропала без вести и с 20-х чисел мая на связь больше не выходила. Так как все сроки для возвращения лодки прошли, в Италии объявили о гибели «Леонардо да Винчи» и ее команды.

Лишь после войны, при сверке документации противоборствующих сторон стала ясна судьба пропавшей субмарины. Выяснилось, что 23 мая 1943 года в 11.45 британский фрегат «Несс», охранявший конвой транспортов, двигавшийся в 300 милях к западу от мыса Финистерре (северо-западное побережье Испании), засек своим «асдиком» приближающуюся подводную лодку, и совместно с эсминцем «Эктив» забросал ее глубинными бомбами. После сброса бомб под водой раздались взрывы, на поверхности появился воздушный пузырь, и всплыли масляные пятна; это означало, что подводная лодка уничтожена. Так как в этом районе в то время не патрулировали ни итальянские, ни немецкие подлодки, это могла быть только «Леонардо да Винчи», которая по срокам возвращения как раз должна была находиться на параллели Испании.

Джанфранко Гаццана Приароджа (Gianfranco Gazzana Priaroggia) - конкурент Карло ди Коссато на звание  «итальянского подводника №1».-6

Посмертно все члены экипажа «Леонардо да Винчи» были награждены Военным крестом «За воинскую доблесть». А Джанфранко Гаццана Приароджа посмертно наградили высшей наградой Италии – Золотой медалью «За воинскую доблесть»; немцы тоже посмертно удостоили погибшего союзника своей высшей боевой награды: Рыцарского креста Железного креста. За предыдущие походы Джанфранко имел 5 Крестов «За военные заслуги», 3 Бронзовые и 2 Серебряные медали «За воинскую доблесть». Из иностранных наград кроме немецкого Рыцарского креста у него были еще 2 Железных креста 1 и 2 классов, и испанская «Медаль восстания 1936 года» за операции во время гражданской войны в Испании.

Итальянский подводный флот во 2-й мировой войне

Подводные асы Италии: Карло Фечиа ди Коссато

Подводные асы Италии: Энцо Гросси - итальянский «барон Мюнхгаузен»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по темам военной истории.