Найти тему
ПоискБилдинг

Воспитывала лидера, а воспитала изгоя

Однажды, мама девочки, с которой моя дочь занималась в танцевальной студии, рассказала мне свою историю - «В школе у меня не было друзей, потому что мне все завидовали» - поделилась она, «дело в том, что мои родители не плохо зарабатывали и у меня было то, чего не было у других».

Помню, я тогда этому удивилась, потому что эта мама казалась мне очень воспитанной, внимательной, спокойной, дружелюбной и очень даже коммуникабельной. Мне было не понятно, как при таких качествах, у человека с одноклассниками сложились подобные взаимоотношения, которые так и не вышли за пределы материальных ценностей.

Моя школа прошла в разгар 90-х и я как никто другой знаю, что такое – разделение по материальному признаку. Я помню, как одноклассники завидовали моим кроссовкам, а я спортивному пуховику моих подруг. Однако, чем старше мы становились, тем меньше была наша зависть к чьему-то достатку, несмотря на то, что разница в материальном положении семей продолжала присутствовать и даже нарастать. Всё дело в том, что в старших классах сменились акценты - с кроссовок – на интересное общение. Поэтому меня и удивили, воспоминания той мамы, которая мне в тот момент казалась очень приятной и интересной в наших беседах.

Шло время и история начала повторяться уже на детях. Дочка той мамы, назовём её Аней, внешне симпатичная девочка, воспитанная, скромная, очень ответственная, благодаря чему имеющая успехи на занятиях в кружках, пошла в школу. В школу она пошла за ручку со своими подружками, которые её просто обожали. Со слов мамы Ани, одна из её подруг пошла именно в эту школу только из-за её дочери, несмотря даже на то, что живет она от школы далеко, а у их дома находится гораздо более популярная школа нашего района.

Казалось бы, у девочки всё складывается замечательно – успехи, друзья. Но в один из дней, мама Ани поведала мне, что одна из подруг завидует её дочери. Завидует тому какие дорогие у неё игрушки и даже плачет из-за этого. Тут мне вспомнилась история самой мамы про её школу –снова завидуют? Опять?

Спустя некоторое время, я встретилась с мамой той девочки, которая вроде как завидовала дорогим игрушкам Ани. На мой вопрос как у вас в школе дела, она НЕ без удовольствия ответила – «дела у нас прекрасно, коллектив хороший, а вот Аня, на переменах сидит одна, ни к кому не подходит и ни с кем не играет». Баааа, подумала я, да тут не зависть, а совсем другая история.

Прошло два года. У подружек Ани появились новые друзья и они больше не окружат её как некого лидера. Они не поссорились, общаются, только уже так близко не дружат. Даже та девочка, которая вроде как пошла именно в эту школу только из-за Ани, нашла себе нового друга. У Ани же появилась ещё подружка. Как сложится всё дальше, покажет время, но надеюсь, что мама Ани, выйдет на работу, займётся собой и перестанет воспитывать из дочери «лидера». Потому что, как мне кажется, лидера она не воспитала, зато воспитала «королеву», «пажами» которой никто не хочет быть.

Сегодня в интернете есть много статей о том, какими качествами должен обладать лидер, есть даже советы как воспитать лидера. Однако, следование этим общим советам без учёта индивидуальности ребёнка, зачастую приводит к самым неожиданным и даже противоположным результатам.

Вот, самый простой перечень личностных качеств лидера, взятый из интернета.

В целом всё правильно, но при воспитании ребёнка родители, как правило, работают не на комплекс качеств, а выборочно развивают те качества, которые им кажутся наиболее важными в детских коллективах. Как правило это активность, инициативность, общительность.

При этом развитие этих качеств зачастую идёт странным образом. Придя на любой детский праздник, особенно, где собралось много детей, я практически никогда не слышу следующих родительских советов: «встань/сядь так, чтоб всем было видно; веди себя так, чтоб каждый мог поучаствовать…», к сожалению, я в основном слышу обратное: «займи первый ряд, встань впереди, старайся быть первым в очереди и т.д.». Безусловно, быть лидером без стремления быть первым невозможно, но не стоит забывать о том, что лидер прежде всего опирается на свой авторитет, а заработать авторитет, игнорируя интересы и ущемляя других людей, тоже невозможно.

Однако более опасным является то, что наши дети относятся к пониманию лидерских качеств так же поверхностно, как и мы родители.

-2

Так, подростки, пройдя тест по определению своего темперамента и ознакомившись с основными свойствами того или иного типа, делают ошибочный вывод, что лидерами могут быть только те, кто является сангвиниками -активными, общительными и инициативными. Более того, если ребёнок не сангвиник, а к примеру меланхолик, он даже начинает этого стесняться, то есть начинает стесняться себя, а это уж точно ни к чему хорошему не приведёт.

Нет плохого или хорошего типа темперамента. Плохо будет тогда, когда кто-то так будет считать и пытаться ребёнка переделать.

Темперамент это врождённые свойства психики. Люди не обладают чистыми свойствами того или иного темперамента, однако если человек меланхолик, то вполне возможно, что ему будут присущи черты холерика или флегматика, но ничего от противоположенного типа - сангвиника в нём быть не может, согласно кругу Айзека.

Врождённые свойства психики изменить невозможно. Никакие упражнения из интернета по тренировке у меланхолика коммуникативных качеств пользы не принесут. Это всё равно, что тренировать человека ходить на четвереньках. Безусловно, человек на то и человек, он сможет встать и ходить на четвереньках. Но человек на четвереньках никогда не пройдет такое же большое расстояние и с той же скоростью, как на своих двоих. В конечном итоге человек перестанет лишний раз куда-то ходить, раз это не эффективно и не удобно. Так же и с темпераментом, тренируя противоестественные качества не свойственные психике, мы рискуем сделать ребёнка замкнутым и не довольным собой, а в худшем случае агрессивным к тем, у кого нет тех «трудностей» что у него.

Может ли меланхолик стать лидером? Может, у него столько же шансов, как и у яркого сангвиника. Такой человек благодаря своей чувствительности, доброжелательности, способности к сочувствию, вполне может стать если уж не формальным лидером (руководителем), то неформальным уж точно, а неформальный лидер в коллективе зачастую главнее формального.

Поэтому, какими бы свойствами психики не обладал ребёнок, это нисколько не преуменьшает его шансы на успех. Ведь не зря говорят:

Сангвиники среди нас - это душа коллектива.

Холерики - движущая сила.

Флегматики - наша совесть.

Меланхолики - мозговой центр.

Нужно ценить то, что дано природой и тренировать именно это, а не то, что советуют в интернете.

Свойства темперамента игнорировать невозможно, так как они влияют на развитие отдельных черт характера.

Характер определяет поведение ребенка, его эмоциональные реакции в типичных ситуациях. В нетипичных, сложных ситуациях проявятся свойства соответствующие темпераменту.

Например, воспитывая в ребёнке волевые качества характера, вы учите холерика с помощью силы воли контролировать свою вспыльчивость, а не усидчивого сангвиника доделывать начатую работу до конца. Но если ситуация накалится, то холерик обязательно вспылит.

Стоит учесть, что характер формируется в процессе воспитания до 5-7 лет. В дальнейшем характер человека меняется несущественно.

Вернёмся к описанному выше рассказу про маму и её дочку Аню. Мама во что бы то ни стало решила воспитать лидера.

Что мама сделала правильно: мама верно оценила то, что её ребенок скорее всего флегматик, и на фоне активных детей с другим темпераментом, её дочь теряется в толпе. Тогда мама, абсолютно верно решила, что её ребёнок должен выделиться другим способом. А именно за счёт достижений и успехов.

Флегматик обладает устойчивым вниманием, а так же он устойчив в своих интересах и склонностях. Именно поэтому её девочка успешно занималась на кружках, с удовольствием повторяла полученные знания дома и даже ходила на дополнительные занятия, чего не делали другие. Мама на это времени не жалела. В итоге, в коллективе кружка она стала лучшей, что было признано преподавателем, а главное детьми. Дети потянулись к ней, совершенно ничему не завидуя, потому как видели заслуженно лучшие результаты работ Ани. Сама девочка стала более коммуникабельной, в ней сформировались такие черты характера как добросовестность, трудолюбие и самоуверенность.

А дальше? Дальше мама перестаралась. Видимо, мама слишком часто в разговорах с дочерью подчёркивала её особую исключительность, сопоставляя её успехи с неудачами других. Однажды, мне довелось наблюдать сцену, как Аня отказалась от общения с подружкой, когда та стала хуже заниматься на кружке. Аня брезгливо одёрнула руку, когда та по привычке хотела пойти с ней за руку, а потом даже запретила, своей уже бывшей подружке поиграть с её младшим братом. Я слышала как Аня в разговоре с подружками обсуждала, что они лучшие, а другие лузеры. Увы, в ребёнке закрепились не столь приятные черты характера как - высокомерие и тщеславие. Не удивительно, что постепенно, это стало касаться всех её подруг, которые в последствии уже сами отказались от близкого с ней общения.

Многие родители хотят сформировать в ребёнке лидерские качества, но надо понимать, как делать это правильно, чтобы ребёнок вместо лидера не стал изгоем.