На протяжении своей долгой жизни Александр Васильевич Суворов служил во многих полках Русской императорской армии, которые так или иначе оставили важный след в его полководческой биографии и военной истории России, но больше всех великий полководец любил Фанагорийский гренадёрский полк и не только потому, что сам в 1790 году сформировал его в Смоленске. Именно фанагорийские гренадёры в умелых руках Суворова стали теми самыми "чудо-богатырями", которые и сейчас являются образцом для подражания российского солдата.
Своим рождением Фанагорийский гренадёрский полк обязан никому иному, как Григорию Александровичу Потёмкину, который в 1790 году начал формирование отдельных гренадёрских пехотных полков в русской армии (прежняя структура, при которой каждый мушкетёрский полк имел отдельную гренадёрскую роту, доказала свою полную неэффективность). Один из гренадёрских полков было поручено сформировать генерал-аншефу Александру Васильевичу Суворову, находившемуся на излечении в Смоленске после ранения в шею, полученного при осаде Очакова. За краткое время Суворов сформировал новый полк из гренадёрских рот Новгородского, Ингерманландского, Смоленского, Витебского, Апшеронского, Ростовского, Углицкого, Днепровского, Архангелогородского, Тульского, Черниговского и Вологодского мушкетёрских полков, обучил личный состав по своей методике и выступил с ним под турецкую крепость Измаил, в осаде которой русская армия к тому времени плотно завязла. При штурме Измаила 11 декабря 1790 года Фанагорийскому гренадёрскому полку достался самый трудный участок - бастион Табия, который он взял глубоким охватом и ворвался на улицы города. В дальнейшем чудо-богатыри из Фанагорийского гренадёрского полка участвовали во всех сражениях Суворова, в частности, в польской кампании 1794 года, когда они всего за 40 дней подавили восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и 24 октября (4 ноября) 1794 года штурмом взяли предместье Варшавы Прагу (могли бы взять и саму Варшаву, но их успел остановить Суворов).
Любимое детище Александра Васильевича Суворова, Фанагорийский гренадёрский полк всегда свято следовал его заветам, что после смерти великого полководца вышло ему боком: в Русской императорской армии он всегда находился на вторых ролях и ему отводилась гарнизонная служба в самых что ни наесть глухих местах империи (Богородицк, Касимов, Сувалки, Рязань, Ярославль, с 1913 года - Москва), но когда дело начинало действительно пахнуть жаренным, воспитанный по суворовским заветам полк срочно выдвигался в первую линию. Так было и в русско-турецкую войну 1806-1812 годов, когда Фанагорийский гренадёрский полк отличился при взятии крепости Базарджик; так было и в Отечественную войну 1812 года, когда фанагорийцы самоотверженно дрались при Бородино, а потом, во время Заграничного похода 1813-1814 годов, отличились в сражениях при Лютцене и Лейцпиге; так было и в русско-турецкую войну 1877-1878 годов, когда Фанагорийский полк брал Плевну.
В 1914 году Фанагорийский гренадёрский полк из Москвы был отправлен в Польшу на фронт Первой мировой войны, где вскоре оказался вовлечённым в события "Великого отступления" 1915 года, но благодаря самоотверженности его солдат, геройски сражавшихся в Таневском сражении и Люблин-Холмской операции этот путь не стал для него путём позора. Фанагорийский гренадёрский полк организованно отступил в Белоруссию, где занял оборону, которую держал вплоть до 28 января 1918 года, когда был расформирован вместе со всей остальной Русской императорской армией.