Продолжаем разговор о духовности и материальных ценностях в бывшем Советском Союзе, когда государство оставило затею воспитания нового человека коммунистического завтра в пользу более легкой задачи - воспитание грамотного потребителя капиталистического мира.
Отцы и дети Тургенева как вроде тут и не при чем. Конфликт поколений существовал всегда. Базаров со своим нигилизмом похож на современных навальнят только внешне. И Аркдий, и Базаров выросли из одной среды, старались развиваться и идти в поисках развития, когда страшее поколение по их мнению "закисло". Но Аркадий быстро вернулся к тому, на чем строились принципы отца и всего тогдашнего общества. Базаров набил шишек и убедился, что его нигилизм неверен и... ведь тоже вернулся к тем самым принципам, хоть и не принял их. То есть, молодой поколение в любом случае использует опыт отцов, и чаще всего, убеждается в его верности, хоть и требующей некоторой трансформации. Это как маленький пример, который многим уже и не понятен, сейчас в школе Тургенева не читают.
"Прервалась связь времён", слова уже более известного персонажа, потому что и фраза "Быть или не быть..." вложена так же в его уста. Прервалась, потому что следующее поколениие просто перестало читать. Бросило за ненадобностью. Телевизор, а потом и компьютер с Ютубом облегчил задачу в получении информации и развлечений. Больше развлечений. Слушать старших не всегда интересно, да и взрослым бывает не до рассказов ныне. А те книжки, которые рассказывали о том, что старшие не могли рассказать по многим причинам, забыты. Из школьной программы исключили классиков, которые были частью истории России, истории СССР, истории мира. Поэтому об американском рабстве, индейцах и китайцах молодежь судит по роликам в Ютубе, которых и нет почти. Об истории России по американским фильмам о Чернобыле и Сталинграде, а о Советском Союзе по комментариям таких же как и они молодых под статьями блогеров.
Ладно бы история, хотя именно отношение к истории своей страны и всего мира воспитывает человека. Ушла духовность, духовные ценности, которые определяют смысл жизни. Содержание незаметно заменилось яркой картинкой... И "связь времен прервалась", потому что молодые видели родителей уставших и измученных, а как они жили и для чего, не знали. Им подбросили "новую версию" как и почему. Отсюда и новый "конфликт поколений", уже не тот Базаровский, а новый навальновский.
Просто для интереса приведу неполный список книг, которые я читал, и которые меня сформировали... если кому-то это будет интересно... Фенимор Купер "Пионеры", "Зверобой или первая тропа войны", Джек Лондон "Белый клык", "Время не ждёт", Мартин Иден","Смок белью" (На краю радуги я прочитал уже позже), О. Генри "Трест который лопнул", Карл Май "Сокровища серебрянного озера", Жюль Верн "Таинственный остров", Стивенсон "Остров сокровищ", Валентин Катаев "Белеет парус одинокий", Владмир Беляев "Старая крепость", Николай Носов, Леонид Пантелеев, Расул Гамзатов, Владислав Крапивин..., Марк Твен с его трилогией "Том Сойер", Аркадий Гайдар "Школа", Эрих Мария Ремарк "Время жить и время умирать", Вячеслав Шишков, "Угрюм река", Иван Ефремов "На краю Ойкумены", "Лезвие бритвы", Валентин Распутин и Виктор Астафьев, "Черный тополь" и рассказы Алексея Черкасова.
Всё это в детстве и в ранней юности. Не буду перечислять, что я читал в более зрелые годы. И заметьте, той "пропагандистской! литературы совсем немного, а сформировало мое совковое мировозрение литература мировая...
А что читают сейчас? Ничего, только смотрят... и то только ролики. И что тогла можно требовать и от кого? О каком духовном, моральном стержне говорить? Об идее и идеологии, а безидейными людьми очень удобно управлять. Пообещай им кормушку, "обязательный базовый доход" и полную Цыфру - и они твои. Даже буддизм стараются кое кто интерпретировать, как философию простого потребления благ, а не стремление к трансформации жизни, что уж тут...