Далеко не первый год политологи, общественные деятели и просветители бьются над одной ключевой проблемой российского общества - модой на аполитичность.
Что же это такое? И так ли прекрасно оставаться в стороне - разберем кратко эти вопросы.
Итак, начнем с вами с одной простой лингвистической заметки.
Слово "аполитичность" имеет:
1) древнегреческое происхождение;
2) образовано благодаря корню "полис" и приставки с отрицающим значением "а"
Однако что такое этот самый "полис"? Смотрим в Википедию (и, о боже, но это вполне нормально, - узнавать нечто из открытой базы данных, которая еще и модерируется)... Так вот, смотрим в Википедию и видим: "Полис (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — исходная общественная форма государства"... Соответственно, полис - не просто город, а целая структура, которую с современной точки зрения мы вправе обозначить именно государством.
Почему это так важно? А потому, что политика как дело полиса - это общегосударственное дело, но, более того, дело именно общественное.
"Человек - животное политическое" - эта фраза Аристотеля давно стала общезначимой. Но мало кто думает о том, что мы действительно постоянно включены в политическую жизнь. Мы не становимся немножко политиками, когда идем на выборы, но мы всегда политики, ибо каждое наше социальное взаимодействие, каждый поступок - имеют серьезный вес, когда речь заходит о всем обществе.
Почему так?
А потому, что старый-добрый миф о самодостаточности (о нем обязательно поговорим в другой раз) абсолютно недействителен. В реальности мы всегда имеем дело с тем, что, в конечном счете, влияет и на государство, и на весь мир.
Поход в магазин, соблюдение/не соблюдение ПДД, выбор СМИ, высказывание своей позиции, выбор работы, согласие/не согласие на условия труда...
Понимаете, ведь это и есть политика!
Немного вернемся здесь к Древней Греции и Сократу.
Да, конечно, к политике допускались лишь свободные мужчины, да, были свои проблемы в организации и осуществлении управления полисом, но... Но все же это была форма совместной деятельности! И форма совместных решений.
Вот почему Сократ принял свою казнь - он считал долгом философа отвечать на запрос общества. Его общество ошиблось, значит оно же и должно нести ответственность за свою ошибку.
И все мы с вами немного Сократы.
Но отнюдь не потому, что войдем в историю. А потому, что мы часть социума и его решений, а так же того, что происходит вокруг нас в целом. Это и есть политика.
Изложенное выше - не просто громкие слова.
Мы задавали вопрос - так ли прекрасно оставаться в стороне? Но ответ еще забавнее и проще: оставаться в стороне невозможно вовсе.
Любое наше с вами действие или бездействие, слово или молчание - все это становится фактором, определяющим будущее. Политика - это не про сложные взаимосвязи, умные слова и три докторских степени. Такие критерии скорее про политологию, про науку о политике. А сама политика - это про нашу с вами жизнь.
Соответственно, быть аполитичным и вовсе не должно быть модно. Почему? Да потому что быть аполитичным - значит быть ребенком, снимающим с себя ответственность, которую, однако, до конца снять невозможно, коль скоро вы совершеннолетний и дееспособный гражданин.
Дело в том, что вы и есть тот активный элемент, меняющий мир вокруг вас. Вы тот человек, который определяет:
Будет ли завтра лучше или хуже? Будет ли мир или война? Сколько денег будет тратиться на здравоохранение, пенсии, зарплаты учителям и ученым? Кто будет завтра в парламенте, на месте судьи, на месте... (о ужас!) президента.
Мы давно не в империи с крепостным правом. Мы не скот. Мы не те, кто бездумно ведется без всякого сомнения и всякой критики на громкие заголовки. Мы не те, кто продаст родину.
Мы люди, свободные люди. Ответственные люди. А значит, мы внутри политики. Мы и есть политика.
Осталось только проснуться. Перестать бояться будущего и неопределенности. И взять наконец на себя ответственность.
А Диоген... Диоген с фонарем ищет человека. Настало время и нам поискать. Поискать человека внутри себя.