Найти в Дзене
Tin Pin Alley

Тамара Зарицкая - интервью.

Наш цикл интервью продолжает Тамара Зарицкая. Великолепная исполнительница блюза, джаза, госпел. Фронтвумен группы — PsycheDELTA .
Немного о группе:
PsycheDELTA blues band — московская группа, исполняющая дельта-блюз и чикагский блюз — стили, которые еще не испытали на себе влияние рок-музыки, и в которых еще присутствует архаичная шаманская ритмика, уходящая корнями в африканскую традицию.

Наш цикл интервью продолжает Тамара Зарицкая. Великолепная исполнительница блюза, джаза, госпел. Фронтвумен группы — PsycheDELTA .

Немного о группе:

PsycheDELTA blues band — московская группа, исполняющая дельта-блюз и чикагский блюз — стили, которые еще не испытали на себе влияние рок-музыки, и в которых еще присутствует архаичная шаманская ритмика, уходящая корнями в африканскую традицию. Эта музыка также имеет свой особый лад, не мажорный и не минорный, поэтому мелодии народных песен, которые использует «PsycheDELTA », могут передавать удивительный сплав эмоций: радости, боли, гнева, иронии, надежды на лучшее — не оставляющий слушателя равнодушным. Тамара Зарицкая выбирает песни иногда за интересное музыкальное решение, нестандартную, по-фолковому «кривую» мелодию или гармонию, но чаще за текст: истории, рассказанные в них, кажутся ей очень похожими на её собственную жизнь.

А с Тамарой Зарицкой мы немного познакомимся прочитав интервью.

Обычно, девушки склонны к прослушиванию слащавой, примитивной, либо танцевальной музыки. Как началась твоя любовь к блюзу?

Ну вот, начинаются гендерные стереотипы)) Никакого отличия мальчиков от девочек в смысле увлечений я вокруг себя никогда не замечала. Классический рок зацепил меня рано и как-то сразу – в нем была свобода, энергия, перспектива, какая-то мощная объединяющая сила. И как-то так получилось, что наиболее резонировали мне команды, в которых есть сильное блюзовое начало – Led Zeppellin , The Doors , Stepenwolf . И вот я слушала-слушала, а потом начала понимать, что за всем этим стоит еще более давняя традиция, менее понятная, но еще более магическая. Черный блюз, очевидно, еще больше подходил мне эмоционально – музыка без крика и надрыва, но с огромным достоинством. Это же именно голос народа, поднимающегося с колен. Мне было необходимо.

Прослушивание определенных жанров – это всегда хорошо. Но не всегда люди решаются сами пробовать свои силы на этом поприще. Расскажи, как ты начала заниматься музыкой?

Ну, школьные ансамбли опустим, там ничего высокохудожествнного не было, а начинала я, как ни странно, с кельтского фолк-рока – тоже увлеклась в какой-то момент и попала в соответствующую тусовку. Ненадолго – накрыли жизненные неурядицы, и, конечно, кельтщина совершенно не подходит ни моему голосу, ни темпераменту, так что вскоре блюз меня затянул с головой. Петь блюз вообще непросто, еще сложнее в нем выигрышно звучать, но удовольствие от возможности выплеснуть свои эмоции и получить кучу энергии взамен пересиливало все. С тех пор постоянно учусь всему – вот даже на гитаре играю – и нравлюсь себе все больше и больше) Однажды на год или чуть больше попала и в джазовую команду, но квалификации мне явно не хватало – а недавно вернулась к этому, и потихоньку складывается у нас сайд-проект, играющий такой старый добрый джаз со всего мира, называется «Los Corazones ».

Как появилась группа PsycheDELTA и кто был ее основателем?

Основателями были я и мой приятель по прозвищу Эстель, больше всего известный как один из оргов фестиваля «Пустые Холмы » и его последующих продолжений. Мы были двумя гитарами – я тогда только начинала играть, и получалось у меня с трудом. А вскоре мы рекрутировали к себе его друга, гармошечника по прозвищу Сот. С тех пор великий и ужасный Сот вырос неимоверно, пару лет назад перерос и ПсихоДельту и с тех пор делает свой русскоязычный проект Bugaboo , совершенно феерический, а время от времени участвует в наших концертах в качестве приглашенной звезды, потому что заменить его мы так и не смогли – роботов этой модели больше не выпускают) Состав с тех пор менялся неоднократно и в непредсказуемую сторону – например, после ухода Сота основным солистом стал скрипач, что только добавило нам оригинальности. Наш Вася – тоже музыкант, каких поискать.

Блюз очень сильно изменился и имеет множество направлений, ты играешь и поешь архаичный блюз, почему выбор именно на него пал?

Я обычно говорю, что я – тот народ, у которого это народная музыка) Ну да, примерно так и чувствую. Строго говоря, мы играем не только архаичный блюз, но и электрический чикагский, но между ними существует прямая преемственность. А вот в шестидесятых все изменилось: в моду вошли роковые и фанковые биты, ритмы стали ровнее, а гитарные соло длиннее, и почему-то позднейший блюз уже не прет. Еще до создания ПсихоДельты мне казалось, что в старом блюзе есть какой-то неуловимый ингредиент, который нужно разгадать и научиться правильно использовать. Над этим и работаем, а уж добились ли успеха – пусть судят слушатели. Нам и в процессе кайфово)

У тебя когда – нибудь возникало желание сделать программу с собственными песнями?

Песен я не пишу, нет у меня такой потребности. Чтобы писать стихи, особенно по-русски, нужно быть настоящим поэтом, а какой смысл писать плохо? Пишу сказки, а песни пою те, которые запоминаются и звучат в голове – это значит, что в них есть жизнь. Особенно хороши народные, потому что проходили эту проверку на протяжении многих поколений. Так что я скорее народный исполнитель.

Как считаешь, какая главная отличительная черта есть у блюза?

Я бы сказала, что у блюза есть две отличительные черты, которые, собственно, и делают его блюзом (строго говоря, исконный блюз – это всем известный куплет из трех строчек, где первые две повторяются, но сейчас это, по-моему, не столь важно). Во-первых, это ритм – а еще есть хорошее слово «грув». В чем разница? Ритм – это конкретный рисунок из долей, которые играют музыканты, а грув – эффект, который при этом возникает. Так вот, старый блюз был танцевальной музыкой, и его первоочередная задача – создавать движение, он, как говорится, «качает». Кач создают музыканты, вкладывая в него свою энергию, она передается танцорам, от зала – обратно музыкантам, те кто не танцует, притоптывают ногой или хлопают в ладоши – в общем, полное единение, и всем классно! Некачающий блюз, где все играется ровно в четыре доли метронома, я считаю, вообще не имеет права на существование. Ну и вторая особенность блюза – это его лад: пентатоника, где третья ступень звучит, с европейской точки зрения, в четверть тона между обычной и пониженной. Так что блюзовая мелодия не в мажоре и не в миноре, а посередине. Не помню какой писатель-диссидент говорил, что понимает, почему в Советском Союзе запрещали джаз: все должно было быть просто и понятно, а тут посреди веселой мелодии вдруг прорезается какая-то щемящая нотка… или наоборот, все грустно, но вдруг чувствуешь, что есть надежда. Так вот, джаз взял это ощущение из блюза, эти эмоции есть в нем изначально: да, все плохо, но человек способен найти опору в себе самом, и непременно будет лучше.

С кем из известных музыкантов ты хотела бы выступить на одной сцене?

Из американцев в последние годы меня прямо-таки зацепили два человека: Майк Ледбеттер и Даниэль Николь . Майка мне посчастливилось слышать вживую, дома у меня лежит подписанный им диск, и я его частенько слушаю. Этим ребятам удалось сделать современный блюз таким же живым и классным, каким он был в легендарные времена студии Чесс… но увы, Майк не так давно умер, это огромная потеря. Ну а Даниэль – моя любимая певица, у нее просто феерический голос – и отличная басистка к тому же! Но блюз у них более белый, конечно. А что касается наших… С московской блюзовой тусовкой у меня связей мало, «ПсихоДельта» всегда была сама по себе, скорее в андерграунде. Мне ближе питерские блюзмены – например, Дон Хикарам или Александр Суворов . В каждый приезд стараюсь с кем-то из них поджемить или сыграть акустику .

Что для тебя самое сложное во время выступления?

Не могу ответить определенно… Если концерт складывается, команда ощущает себя единым целым, и этому целому вообще все по плечу и нет ничего невозможного. В редких случаях, конечно, бывает, что что-то где-то рассыпается и не звучит – тогда становится очень грустно, потому что уходит энергия. Задача бэндлидера тогда – быстро с этим справиться и играть дальше, пока еще есть время все исправить. Обычно все проблемы завязаны на звуке: чем лучше звук на сцене, тем лучше мы себя на ней чувствуем.

Как ты считаешь, с какими главными проблемами сталкивается блюз в современном мире?

Проблемы все те же, что у любой живой клубной музыки: все меньше слушателей, все меньше денег. Блюзменов-профессионалов, по-моему, уже во всем мире не осталось: у кого нет постоянной работы, у того где-то какой-то бизнес и так далее, всем приходится крутиться. Особенно в коронавирусную эпоху стало грустно быть профессиональным музыкантом. В конце концов, некоторые от нищеты и бесперспективности банально деградируют и спиваются… Так что лучше уж быть любителем, который играет блюз не ради выживания, а по любви, а свой успех меряет не баблом, а какими-то более интересными вещами.

Над каким материалом ты сейчас работаешь?

Музыку, которую играет «ПсихоДельта », можно разделить на четыре поджанра: кантри-блюз (по-русски я предпочитаю говорить «фолк-блюз», а то многие думают, что это что-то среднее между блюзом и кантри); чикагский блюз; госпел и спиричуэл; так называемый «женский блюз двадцатых» – с пианино, духовыми и сложными гармониями. Так что новые песни стараюсь по возможности равномерно брать из всех четырех источников. На католическо-протестантское Рождество делали целиком госпельную программу – а вообще госпелов у нас уже как минимум на полторы программы, и останавливаться мы не собираемся! Еще к нам недавно пришел перкуссионист с конгой, и сразу захотелось побольше румба-блюза – это тоже такой поджанр, блюзовая форма, положенная на карибские ритмы, а кто не любит карибские ритмы! В традиции такие песни есть, но немного, практически на вес золота, вот я и раскапывала старые сборники румба-блюза 50х и 60х и кое-что подходящее нашла, сейчас осваиваем. Ну и несколько любимых песен из классического рока мы переделали в духе чикагского блюза, получилось довольно сильно, будем продолжать и дальше. А то гораздо чаще блюзовые хиты переигрывают как рок, а это уже сильно достало.

И как уже у нас повелось – твои пожелания читателям

Если в вашем городе есть свинг-данс-школа, а в ней блюзовый класс, идите учиться танцевать блюз! Это социальный танец, как это сейчас называется – то есть без сложных движений, зато отлично прокачивает координацию и взаимодействие в паре. Ну а самое главное, что танцевать учат под очень правильный блюз, совершенно в нашем вкусе – и сразу становится понятно, для чего эта музыка вообще придумана. Ну а если школы нет, ходите на концерты, только не путайте блюз с блюз-роком, это совершенно разные вещи!

Ну что ж, а мы со своей стороны пожелаем Тамаре новых творческих успехов, больше поклонников, больше концертов. Будем надеяться, что у меня получится организовать ежегодный блюзовый фестиваль и вы сможете послушать группу PsycheDELTA blues band вживую.