Буквально недавно автор данной статьи посетил одно из величественных творений театра «Ленком». Оно настолько величественное, что в родных стенах ему тесно, и поэтому изредка «Юнону и Авось» ставят на большой сцене МХАТ им. М.Горького (где, собственно, я и был).
Историческая справка
Спектакль идёт уже 40 лет! Возник он на волне успеха первой советской рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», выпущенной в 1976 году. Её также ставил Марк Захаров, а музыку к ней написал Алексей Рыбников. Рыбников показал Захарову свои музыкальные вариации на православную тему. Тому они понравились, и они планировали начать работу над музыкальным спектаклем по мотивам «Слова о полку Игореве». За помощью они обратились к поэту Андрею Вознесенскому. Он искренне сказал, что ему не хочется перерабатывать данное произведение (ибо это было бы «славянофильством»), и предложил вместо неё свою поэму о мореплавателе Резанове.
Сначала началась работа над самой музыкальной составляющей, и Вознесенскому пришлось дописать новые сцены. В 1980 году была записана пластинка с Геннадием Трофимовым в качестве главного солиста. Но пластинка будет выпущена только спустя 2 года, после успеха спектакля.
В отличие от «Звезды и смерти...», «Юнону и Авось» разрешили выпустить сразу. Несмотря на то, что по сути это была рок-оперой (с живым сопровождением группы «Рок-Ателье»), в программках и на афишах было обозначение «Современная опера» Публика ломилась смотреть на неординарную постановку и насыщаться энергией Караченцова, Шаниной, Абдулова и Смеяна. После спектакля у служебного входа театра были толпы, и главным артистам приходилось быстро садиться в машину и увиливать от поклонников.
Было много заметок в зарубежной прессе, причём даже с обозначением «антисоветский спектакль». Поэтому первое время советских публикаций о смелой постановке Захарова не было (или была лишь критика), а композитору Рыбникову ограничили заниматься творческой деятельностью. Но прошло немного времени, и были выпущены пластинка и телеверсия «Юноны и Авось». А потом модельер Пьер Карден посодействовал показу спектакля в Париже и на Бродвее.
Дольше всех в спектакле был задействован Николай Караченцов: он играл графа Резанова почти четверть века. Затем главную роль в «Юноне и Авось» исполняли Дмитрий Певцов, Виктор Раков и Семён Шкаликов.
Так в чём же ценность постановки?
Не припоминаю, чтобы я испытывал настолько сильное ощущение при просмотре музыкального спектакля и даже мюзикла!
Тут я выявил следующие особенности:
- Живой звук. Арт-рок от группы «Аракс», которая около 35 лет даёт часть своей энергии как спектаклю, так и зрителю;
- Мощные голоса. Помимо участников «Аракса», на высоте актёры и актрисы. Последний на сегодня исполнитель роли Резанова Семён Шкаликов явно подражает Высоцкому, но не голосом, а в плане надрыва;
- Хореография, давным-давно поставленная балетмейстером «Большого театра» Владимиром Васильевым;
- Доходчивые стихи Вознесенского. Довольно часто мы слушаем песни, не вслушиваясь в слова. Что касается «Юноны и Авось», то тут музыка является отличным дополнением к словам, и между собой они переплетены органично.
Заключение
Пускай даже состав участников действа совершенно иной (кроме некоторых музыкантов), но чтобы всё это пронести 40 лет... И в этом заслуга главного постановщика Марка Захарова, который успел утвердить нынешний состав участников.
Что тогда, что сейчас актуальна проблема геополитики. В основе сюжета — установление дружеских отношений с Россией и США. Этому способствует любовь (в данном случае Резанова и Кончиты), и что любые козни этому чувство не воспрепятствуют!