Найти в Дзене
ANDREY TRUBETSKOY

Как Светлана Вязьменская и Дмитрий Левенсон собрали огромную коллекцию работ Роберта Фалька

"Так, как жил Фальк, наверное редко кто жил: так скромно, так сдержанно, так мало обращая внимания на свои удобства и на свои потребности. Помню, когда я первый раз к нему пришла еще в мастерскую, он меня угостил чаем. Он заварил чай в кастрюлечке и налил мне в чашку, а сам не пил. Оказывается, у него была только одна чашка. А в чае плавали капустные листочки. Оказывается, в этой же кастрюлечке он варил себе и суп вегетарианский. А когда я, уже когда мы поженились, на первую свою зарплату при Фальке, купила несколько фаянсовых кружек, он сказал: «Зачем такая роскошь?» Я сказала: «Ну, будут же приходить гости». Он сказал: «Можно пить по очереди».
Поразила меня в нем, прежде всего, какая-то удивительная неприхотливость, удивительная легкость жизни. Мне казалось, что я буду ему мешать, его творчеству, что творчество — это, знаете, какое-то священнодействие, поэтому как же это я, такая, в общем, обыкновенная девушка, буду присутствовать при этом. А оказалось, что ему ничто не мешает. Он спокойно мог, когда я заболела, чистить картошку, тут же что-то писать, с авоськой куда-то ходить. Ничем этим не тяготился, никогда не раздражался, что ему приходилось ухаживать и за мной. Очень охотно всем помогал, был очень скуп для себя и очень щедр в помощи людям и в помощи своим близким. Так что ужасно ограничивал себя во всех своих таких житейских потребностях, потому что деньги лучше бы тратить на холсты, на краски, на бумагу или же помогать тем, кому это нужнее. Всегда он о ком-то заботился. Между прочим, приехав из-за границы, постоянно, значит, находившись под какой-то опасностью, что того и гляди схватят, он все-таки, когда у кого-то из его знакомых арестовывали мужа или жену, и часто отшатывались от этих людей, он шел навещать, шел помогать".

(из воспоминаний Ангелины Щекин-Кротовой (1910–1992), вдовы художника)
Пока в Третьякове проходит прекрасная выставка художника, предлагаем вам познакомиться с историей недавнего прошлого.
Московская чета С
ветланы Вязьменской и Дмитрия Левенсона влюбилась в творчество противоречивого Мастера. В свое время, собрав первоклассные работы Фалька, как и полагается настоящим коллекционерам, они передали 23 картины и рисунка в ГМИИ им А.С.Пушкина. А вот как собиралась коллекция, и как пришлось адвокату Дмитрию Левенсону помогать вдове художника – об этом можно прочитать здесь:
http://muzeemania.ru/2021/02/16/didenko_robert-falk/