Мы тренируем множество техник, но все они, суть вариации только одной. Иккё, сихонаге и другие выглядят разными только внешне.
– Ёсио Куроива (黒岩洋志郎)
Сегодня в YouTube нашел видеоинтервью с российским мастером багуа. А под ним сплошной холивар, дескать это что угодно, но не багуа. Я подумал, что настало время поговорить об этом, совершенно особом виде китайского ушу.
Как и собравшая в комментариях кучу негодующих фриков моя предыдущая статья, этот новый рассказ – об искусстве не техники, но принципа.
И снова я не навязываю своего понимания, просто делюсь им, сложившимся за долгую истрию моих занятий Багуа. На днях исполняется как раз 30 лет со времени первого в СНГ алуштинского семинара по Багуа, организованного Балашовым.
На мой взгляд, Багуа сегодня это иллюстрация того, во что может превратиться айкидо спустя два века после смерти Уешибы.
Мацутатсу Ояма принадлежит следующая фраза: ”Айкидо исчезнет, когда О-Сэнсэй умрет"
Только он не уточнил, как скоро оно исчезнет.
Основатель Багуа-Чжан, Дун Хайчуань, умер в XIX веке (в 1882 году). Что же за это изрядное время произошло с его стилем?
Начну с того, что Бокс Восьми Триграмм – это название придумал сам Хайчуань для техник Вращающихся Ладоней. То есть, все магические числа 8 и 64 не имеют какого-то глубинного сакрального смысла для овладения этим искусством. Философия И-Цзин, это искусственное позднее добавление «теоретика» багув – Сунь Лутана,
Изначально ведь было не восемь ладоней, а всего одна – Первая или Одиночная смена ладони (Dan Huan Zhang 单换掌). Я нашел упоминание об этом всего в одном источнике – в одном из первых номеров журнала Pa Kua Chang Journal, издаваемого дотошным историографом этого стиля Дэном Миллером.
По легенде, Хайчуань якобы выиграл турнир телохранителей императора с помощью одной этой техники (видимо все же не самой техники, а нарабатываемой с ее помощью тактики быстрого обхода противника с флангов). А затем скрестил её с даосской медитативной практикой хождения по кругу Вень-Ань и получил Багуа Чжан. В Индии, кстати, тамилы до сих пор ходят по восьмерке, твердя мантры.
Таким образом, все нынешние чистопородные мастера Багуа, демонстрирующие свою родословную, демонстрируют лишь длинную дорогу постепенного искажения первоначальной концепции.
Как и в айкидо, в багуа главный принцип это круг, только акцент сдвинут с бросков на маневрирование. Багуа напоминает то, как учат защищаться от вооруженного пистолетом – любой прием включает в себя обязательное смещение с линии стрельбы (атаки). И любой следующий шаг внешне непредсказуем: он может быть как в том же, так и в обратном направлении.
Чтобы усвоить этот принцип и, наложить его на свои другие бойцовские навыки (примерно как Ломаченко и Джош Келли сделали это в боксе), с головой достаточно практики Первой Смены Ладоней.
Хайчуань занимался багуа больше как хобби, у него была другая профессия и место при дворе (пишут, что он был дворцовым евнухом, но это лишь одна из легенд). Но последователи хотели быть уже фулл-тайм тренерами. Что это за искусство из одного приёма? Кто придёт в такую школу и останется в ней надолго, оплачивая мастеру хлеб насущный и масло на него?
И вот, у Ченя Тинхуа появилось уже три Ладони – 1-я, 2-я ладонь (雙換掌) и Smooth Posture Palm (順勢掌). Вышеупомянутый «теоретик» Сунь Лутан сделал восемь нынешних «Старых ладоней» с какими-то «звериными» техниками. И пошло-поехало. Дальше появились Восемь фиксированных и Восемь новых ладоней. Комплексы Инь-Янь, Девять Дворцов. 16, 24 и 64 Ладони, комплексы со странным, малопрактичным оружием – жуткими парными «оленьими крюками» и здоровенной кавалерийской саблей (но без лошади).
И, как вишенка на торте, линейные формы, которые вообще и рядом не лежали с базовым круговым принципом Багуа. Зато, как хвастают их изобретатели, все эти Ин Фу и Ма Гуи, именно эти линейные комплексы несут в себе настоящую боевую составляющую Багуа, а по кругу, это больше из разряда дыхательной гимнастики.
Так, единственный в своём роде, непохожий на все другие китайские ушу чисто тактический стиль превратили в ещё одно безликое «кунфу» с привычным арсеналом приёмов. И с формальным топтанием по кругу перед настоящей тренировкой.
Возвращаясь к холивару в Ютубе. С учетом того, что я здесь рассказал, нет никаких оснований обвинять кого-то, что его багуа, это ненастоящее багуа. До тех пор пока он так или иначе, криво, косо, но изображает Первую ладонь (а она делается сегодня в 100500 разных вариантах), смысл учения Хайчуаня не утерян, у практикующего всегда остается надежда осознать собственным телом искомый принцип кругового маневра.