В прошлой части я рассказывал о развитии БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) и авионики СССР с 40-х годов и до конца 80-х, а, следовательно, не менее интересные события ждали отрасль в 90-х. Многие в комментариях первой части вспоминали советский многоразовый комплекс «Энергия-Буран», а также проскакивали комментарии о том, что все пропало и мы отстали от запада лет на 30. К этому мы вернёмся в третьей части, так как во вторую часть всё не влезет, но, а сейчас к делу.
В начале 90-х в области БРЭО возникла проблема, а именно развал СССР, государству было не до авионики и промышленности в целом, многие предприятия не дотянули до 2000-х, а оставшиеся адаптировались к рыночной экономики и экспорту. Советское оборудование практически в неизменном виде использовалось в ВВС РФ ещё до 2002 года, однако ставить устаревшее БРЭО на экспортные машины было не актуально, поэтому было принято решение кооперироваться с иностранными компаниями по части элементной базы или полностью адаптировать иностранные модули под наши самолёты. Первой машиной, получившей современное БРЭО стал истребитель Су-30МКИ, представленный в 2002 году, в качестве БРЛС использовали Н011 «Барс», которая была разработана в конце 80-х, а базовая модификация была построена на основе РЛС Н001 с щелевой антенной решёткой и обводным каналом для режимов «воздух-поверхность». Модернизированные варианты (Н011М «Барс-29») построены на основе ПФАР с комплексным фазовым и электрогидромеханическим сканированием.
Данная БРЛС, в целом, соответствовала времени, что не скажешь о авионике или как сейчас модно говорить «cockpit ». Если с бортовой ЭВМ ещё прокатывало, то с пилотажными приборами нет, и они были разработаны в кооперации с Израилем, Индией и Францией. В кабине впервые появились МФИ (многофункциональный индикатор), на которые выводилась вся нужная информация, а также тактические и навигационные данные. МФИ французские 8.2 дюйма матрица, базирующиеся на вычислителях Freescale (США) с частотой 216 МГц, ОЗУ 16 Мб и ПЗУ 128 Мб, в качестве программной платформы использовалась ОС QNX.
Однако не всё было импортным, основная БЦВМ была своя, хоть и устаревшая, зато своими силами была реализована ЭДСУ (электродистанционная система управления), так как самолёт имеет динамическую неустойчивость и через ЭДСУ управлялся за счёт компьютера, отдающего команды рулям. Весьма совершенная, ЭДСУ на Су-30 позволяет ему выполнять в автоматическом режиме «Кобру Пугачёва», что позволяет сбрасывать захват Су-30 как цели с «доплеровских радаров». Импортная начинка не была столь критична для Су-30МКИ, так как машина экспортная, однако для своих ВВС надо было что-то делать своё.
Позор и стыд.
Все мы прекрасно помним инцидент в Сирии, когда был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М, но главной досадой был «чёрный ящик», а вернее его убогая начинка, где в качестве памяти использовались чипы обычной Flash памяти как на флэшках, а на фоне контроллеров питания из 80-х в керамическом корпусе, всё это смотрелось очень странно и нелепо. Данный борт прошел модернизацию в 2009 году.
Несмотря на это, попытки сделать вменяемую авионику самостоятельно были, например, в МиГ-31БМ с 2010 года устанавливали собственные МФИ, а также новую БРЛС «Заслон-М» которая с 2017 года была заменена на «Заслон-АМ» с АФАР. БРЭО МиГ-31БМ позволяло осуществлять автоматическое сопровождение до десяти целей, а отслеживать до двадцати четырёх целей и одновременно атаковать до восьми целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» (НИИ «Аргон») выбирал из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33.
Время шло и к 2012 году назрел вопрос, а что дальше? Американское БРЭО в лице F 35 настолько ушло вперед, что догнать, казалось, не реально. Однако в том же году в Зеленограде ПАО «Микрон», который позже станет чипмейкером №1 в России, закупили приличное фотолитографическое оборудование и «тигель» для изготовления пластин из монокристаллического кремния. С этого момента всё поменялось, а именно появилась возможность изготавливать микросхемы, процессоры, контроллеры и т.д. для нужд ВПК приемлемого уровня.
Как я говорил в первой части, лидером новой отечественной авионики стало Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ), которое с 2013 года получив доступ к отечественной аппаратной платформе начало активно разрабатывать БРЭО и авионику по стандартам 21-века. Самым распространенным элементом кабины стал МФИ 15, современнейший ЖК индикатор, который ставят по сей день на МиГ-29К, МиГ-35, Су-30М2, Су-27СМ, Ка-52, Ми-28Н и т.д.
Однако на Су-35С РПКБ оторвались по полной, внедрив МИФ-35, огромные 2 ЖК панели которые выводили до 90% всей информации. Корпорация «Фазотрон» тоже не стояла на месте, предприятием была реализована БРЛС с АФАР «Жук-АМ», а так же БРЛС истребителя Су-35С Н035 «Ирбис», которая является гибридом. На сегодняшний день, данная БРЛС является самой передовой ПФАР БРЛС и по ТТХ может заткнуть за пояс большинство БРЛС с АФАР. (Обнаружение цели с ЭПР 0,1 м² "F 35" на встречных ракурсах до 170 км).
А что насчет бортовой ЭВМ? Поначалу на большинство относительно современных истребителях ВКС РФ ставилась БЦВМ-486-2M и БЦВМ-900. Данные вычислители хоть и были разработаны в России, но имели процессоры Intel Atom E640T или же intel i486DX4-90. Однако на Су-30СМ, МиГ-29, Су-34 и Су-35 начали ставить БЦВМ «БАГЕТ-53-31М» или «БАГЕТ-53-15» с собственным 64 битным процессором КОМДИВ64-М с набором команд архитектуры MIPS IV. Параметры таковы, 2 ядра 800 МГц, ОЗУ 1 Гб и ПЗУ 4 Гб, а также блок усилен GPU, который обеспечивает формирование и выдачу 2D и 3D графического изображения по 2-м независимым выходным каналам последовательного однонаправленного интерфейса передачи данных, соответствующему Fibre Channel 25-MI -EL -S со скоростью 265 Мбит/с.
В целом, для БЦВМ большего и не нужно, маленькие блоки по 7-8 кг и с приличной производительностью обеспечивали всё необходимое, однако с появлением проекта Т-50 этих успехов было недостаточно, да и санкции были не за горами.
Санкционные меры сильно подкосили возрождающуюся отечественную электронику специального назначения, однако государство уже не то, что было в 90-х, оно быстро создало концерн КРЭТ, который взял под крыло всех производителей и разработчиков БРЭО и не только. Главной проблемой для ВПК стало производство энергонезависимой высокоскоростной Flash памяти и ПЛИС микросхем, но вы не поверите, всего за 3 года РФ смогла побороть и этот «недуг», в частности про изготовление памяти и даже полноценных Российских SSD я писал в своей статье про завод GS в Калининграде.
Стоит немного упомянуть о том, что лет 6-7 назад СМИ писали о том, что Индия вышла из проекта истребителя FGFA на базе Су-57 из-за отсталой авионики, на деле отказ был со стороны ОКБ «Сухого» из-за предоставления индийской HAL технической документации системы самозащиты 101КС «Атолл» английской компании BAE Systems. (такие партнёры нам не нужны).
Вы спросите, а что дальше? Как там с начинкой Су-57? Да всё просто, БЦВМ и авионика изначально на Т-50 была полностью от Су-35С, но вскоре выяснилось, что всё это не катит, БЦВМ не справляется с таким количеством электронной начинки которая установлена на Т-50. Новая БРЛС с АФАР Н036 «Белка», а также боковые РЛС Н036Б-1-01Л, Н036Б-1-01Б и хвостовые РЛС Н036L-1-01, требовали такую вычислительную мощность, которую не потянула бы ни одна БЦВМ серии «Багет».
КРЭТ кардинально переделал авионику Су-57 и МиГ-35 к 2019 году, на смену хорошей, но уже устаревшей БЦВМ «Багет» пришла новая, модульная БЦВМ серии ИМА БК, которая на данный момент является одной из мощнейшей в мире авиационной БЦВМ. В ИУС самолета Су-57 входят две БЦВМ ИМА БК, связанные в единую высокоскоростную резервированную сеть на основе последовательного интерфейса Fibre Channel со специально разработанным детерминированным профилем.
В состав вычислителя входят 2 модуля по 2 процессора, каждый процессор имеет 4 ядра архитектуры Е2К (Эльбрус 2000 v4), ОЗУ 8 Гб с EC и высокоскоростной ПЗУ до 1 Тб. Вычислитель усилен 16-ти ядерным сопроцессором NeuroMatrix NMC3, а также имеет и встроенный графический контроллер с функциями аппаратного ускорения. Все это позволяет сопровождать одновременно со всех ракурсов до 70 целей с возможностью наведения на 20 целей в воздухе и одновременно до 8 на суше.
Так же переработали и кабину, появились новые МФИ, причем на МиГ-35 это МФИ-25Ш аналог тому, что стоит на F-35, а Су-57 получил изогнутый в виде сферы МФИ и новый мультиспектральный ИЛС. Новая система ЭДСУ получила полную «ответственность» (без механического резерва), таким образом управление полностью цифровое, что предотвратит аварии в критические ситуации если у пилота недостаточно опыта или же он потерял сознание или управление.
В целом на сегодня всё, через 2 дня будет третья часть, где разберем проект «Буран», многострадальный SSJ -100 и МС-21. А для тех, кто думает, что мы отстали, то пусть скинут ссылку на видео, где европейский компьютер, на европейском процессоре и на европейской архитектуре запускает современные игры и приложения к примеру, как на Эльбрус-8СВ? Можете не искать, нет у ЕС своего процессора и никогда не будет.
Ссылка на первую часть.
Ссылка на третью часть.
#электроника #су-57 #авиастроение #наука #технологии #россия