Оператор не станет раздавать свои средства, если вы успели об этом подумать. Те самые 1,5 млрд рублей предлагает, в течении ближайших трех лет, выделять Минпромторг. Почта станет лишь официальным представителем программы и займется выдачей субсидий конечным лицам. Хотя в минусе не останется - субсидировать можно затраты на международные перевозки, совершенные именно через "Почту России". Другой вопрос - кто останется в стороне: маркетплейсы или продавцы. Пока не совсем ясно кому будут оказывать поддержку.
А что за поддержка?
Минпромторг решил поддержать экспорт российских маркетплейсов еще зимой 2020 года. Тогда был создан проект постановления правительства, предполагающий, что с 2021 по 2023 годы маркетплейсы смогут получить по 500 миллионов рублей. На поддержку изначально могли рассчитывать лишь площадки без иностранных акционеров. В России такой является только Wildberries. Оператором по распределению средств тогда же предложили сделать «Почту России».
Другие транспортные компании и маркетплейсы решили вмешаться в решение вопроса и предложили выделять субсидии не маркетплейсам, а поставщикам. Они же решили, что нет смысла в поиске оператора - деньги можно сразу выделять продавцам. Минпромторг понял запрос по своему и в январе внес изменения в документы. С этого момента было решено. что под распределение субсидий все-таки попадут все крупные маркетплейсы, а не один игрок. А 12 февраля стало окончательно ясно — «Почту России» наделили полномочиями по распределению субсидий.
Так что и кому?
«Почта России» станет решающей стороной — будет принимать заявки на субсидии и выделять их. Не ясно другое - в виде реальных денег или скидок на услуги перевозки, поскольку получатели смогут тратить субсидии только на компенсацию отправок через «Почту России». В любом случае, размер компенсаций достаточный — 50%.
Кто-то останется недоволен, но такое решение вполне обоснованно. По данным агентства Data Insight в 2020 году рынок экспорта вырос на 42%. За год российские продавцы отправили более 27 миллионов товаров. Причем 88% отправлений ушло именно через «Почту России». Почему? Очевидно, что дело в низкой стоимости услуг.
Маркетплейсы сделают доставку дешевле для покупателей и продавцов?
Допустим, субсидии будут выделять самим торговым площадкам - маркетплейсам. В этом случае, они тоже станут прослойкой между мерой поддержки и продавцами.
Предположим, что маркетплейсы сами будут отбирать поставщиков, реализующих свои товары за границу и взимать с них меньший процент комиссии за услуги логистики.
Если все пойдет по иному сценарию - будет странно, что маркетплейсы просто компенсируют свои расходы за бюджетные деньги. С другой сторон, для отечественного сегмента e-commerce — это тоже хорошая новость.
А если деньги отдать продавцам?
Если да, то мера поддержки станет реальной помощью государства всем российским экспортерам. Мы говорим про малый и средний бизнес, поскольку крупные оптовики давно наладили свои каналы продаж и без господдержки. Но в этом случае лучше просто выделить адресную поддержку продавцам, независимо от того, где они торгуют — на маркетплейсах, собственном сайте или, не ислючаем — в Инстаграмм. А доставлять посылки, так уж и быть, всегда и всюду будем «Почтой России».