Найти тему
SellerDen

Почта России раздаст продавцам 1,5 млрд рублей на субсидирование логистики

Оператор не станет раздавать свои средства, если вы успели об этом подумать. Те самые 1,5 млрд рублей предлагает, в течении ближайших трех лет, выделять Минпромторг. Почта станет лишь официальным представителем программы и займется выдачей субсидий конечным лицам. Хотя в минусе не останется - субсидировать можно затраты на международные перевозки, совершенные именно через "Почту России". Другой вопрос - кто останется в стороне: маркетплейсы или продавцы. Пока не совсем ясно кому будут оказывать поддержку.

А что за поддержка?

Минпромторг решил поддержать экспорт российских маркетплейсов еще зимой 2020 года. Тогда был создан проект постановления правительства, предполагающий, что с 2021 по 2023 годы маркетплейсы смогут получить по 500 миллионов рублей. На поддержку изначально могли рассчитывать лишь площадки без иностранных акционеров. В России такой является только Wildberries. Оператором по распределению средств тогда же предложили сделать «Почту России».

Другие транспортные компании и маркетплейсы решили вмешаться в решение вопроса и предложили выделять субсидии не маркетплейсам, а поставщикам. Они же решили, что нет смысла в поиске оператора - деньги можно сразу выделять продавцам. Минпромторг понял запрос по своему и в январе внес изменения в документы. С этого момента было решено. что под распределение субсидий все-таки попадут все крупные маркетплейсы, а не один игрок. А 12 февраля стало окончательно ясно — «Почту России» наделили полномочиями по распределению субсидий.

Так что и кому?

«Почта России» станет решающей стороной — будет принимать заявки на субсидии и выделять их. Не ясно другое - в виде реальных денег или скидок на услуги перевозки, поскольку получатели смогут тратить субсидии только на компенсацию отправок через «Почту России». В любом случае, размер компенсаций достаточный — 50%.

Кто-то останется недоволен, но такое решение вполне обоснованно. По данным агентства Data Insight в 2020 году рынок экспорта вырос на 42%. За год российские продавцы отправили более 27 миллионов товаров. Причем 88% отправлений ушло именно через «Почту России». Почему? Очевидно, что дело в низкой стоимости услуг.

Маркетплейсы сделают доставку дешевле для покупателей и продавцов?

Допустим, субсидии будут выделять самим торговым площадкам - маркетплейсам. В этом случае, они тоже станут прослойкой между мерой поддержки и продавцами.

Предположим, что маркетплейсы сами будут отбирать поставщиков, реализующих свои товары за границу и взимать с них меньший процент комиссии за услуги логистики.

Если все пойдет по иному сценарию - будет странно, что маркетплейсы просто компенсируют свои расходы за бюджетные деньги. С другой сторон, для отечественного сегмента e-commerce — это тоже хорошая новость.

А если деньги отдать продавцам?

Если да, то мера поддержки станет реальной помощью государства всем российским экспортерам. Мы говорим про малый и средний бизнес, поскольку крупные оптовики давно наладили свои каналы продаж и без господдержки. Но в этом случае лучше просто выделить адресную поддержку продавцам, независимо от того, где они торгуют — на маркетплейсах, собственном сайте или, не ислючаем — в Инстаграмм. А доставлять посылки, так уж и быть, всегда и всюду будем «Почтой России».