53 минуты документального фильма... особенного для Елены Погребижской- режиссера, бывшего спец.корра в горячих точках, сценариста, музыканта . Еще никогда фильмы под ее авторством не имели такого резонанса и не приводили к реальным сдвигам в судьбе страны.
Первый фильм «Мама я убью тебя» Погребижская снимала в 2011 году в подмосковной школе-интернате в селе Большое Колычево под г. Коломна. Зритель видит детей, которые с рождения живут там, а сотрудники считают, что детдом — лучшее место для них.
Весь фильм построен на противоречиях. Это документальная лента, показывающая систему сиротских приютов, которая насквозь пропитана безразличием .
Большая часть работников коломенского интерната не умело пытается создавать иллюзию заботы о детях, но на самом деле им все равно на судьбы детей.
За внешним благополучием детей скрываются настолько страшные вещи, что на этом контрасте они выглядят чудовищно. Спонсоры одаривают детей всеми материальными благами, в итоге, создавая видимость, что у подопечных все в порядке. То же в речах сотрудников детского дома, которые так сильно заботятся о своих воспитанниках, что за их поступками не сразу углядишь благие намерения, которыми выложена прямая дорога в ад. Дети для них - отработанный материал, лишенный глубоких чувств и переживаний, из-за своего происхождения не имеющий права на полноценную дальнейшую жизнь. Пугает полное отсутствие критического мышления, приспособление под обстоятельства, вопреки здравому смыслу и моральным установкам.
«Мама, я убью тебя» вскрывает ужасное положение дел в сфере детских приютов.
После краткого экскурса по учреждению в фильме следует знакомство с детьми. Из семидесяти с лишним детей фильм в большей мере знакомит нас с Настей, Сашкой и Лехой. В начале Погребижская задает им вопросы вроде: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?», «Как у тебя дела со здоровьем?», «Чем любишь заниматься?». На первый вопрос Настя отвечает, что хочет стать врачом, чтобы вылечить маму, а Сашка мечтает стать десантником. Поражаться смелым устремлениям и целям Погребижская дает недолго, комбинируя реплики детей с высказываниями взрослых.
«Вы заметили, что они не такие, как мы?» – словно нарочно остается без ответа вопрос, заданный Елене директором интерната, чтобы зритель смог ответить на него сам. Неизбежно варианты сокращаются до одного, когда автор снимает детей, которые рассуждают о прочитанной «Войне и мире», с легкостью управляются с компьютерами, самостоятельно чинят сломавшиеся вещи. Думаю, ответ на вопрос очевиден. Очевиден он и для сотрудников интерната, но только с мнением зрителя он будет разниться. После фиксации будничной жизни детей, Погребижская обращается к воспитателям, с прямых слов которых мы узнаем, что детей намеренно учат по крайне упрощенной программе, в которой химии, физики и английского и вовсе нет. «Им дорога только в ПТУ, не всем же быть учеными, – говорит один из сотрудников. – Маляры и штукатурщики тоже нужны».
На вопрос о планах на будущее ответил и Леха, только по-своему. Он сказал, что когда вырастет, то убьет свою мать. Эти слова Погребижская дает услышать ближе к концу, после слов психолога интерната о том, что дети спокойно относятся к тому, что у них нет родителей, и переживают по этому поводу короткий промежуток времени.
После интервью с детским психологом очевидно, что сотрудники не заинтересованы в предложении психологической помощи. Гораздо проще решить детскую истерию, которая обусловлена нехваткой внимания , отправлением в психушку за плохое поведение. "Что самое трудное в вашей работе?" — спрашивает Погребижская у мужчины, работающего среди детей, чьи родители убивали друг друга, сидели в тюрьме или умирали от алкоголизма. Лицо психолога отображает попытку мыслить, но ничего не приходит ему на ум. "Бумажек много заполнять", — наконец, говорит он.
Но кто выбрал путь за Настю, Сашку и Леху? По какому праву за малейшее неповиновение и несогласие им грозят запрещенные во всем мире аминазин и галоперидол? И есть ли шанс хоть что-то изменить?
Заканчивает свой фильм автор темой относительно так называемых карательных мер в виде психиатрической больницы, где «провинившихся» (причиной может быть любая мелочь) усмиряют с помощью аминазина. Это – первый синтезированный нейролептик (1950 год), который в Европе не применяют почти тридцать лет. О психушке дети Елене говорят с ужасом и болью в глазах, но чуть ли не спокойно. Видимо, таковая практика уже стала обыденностью.
Судьба этого фильма оказалась непредсказуемой – после выхода лента попала в правительство. Далее события развивались следующим образом. Часть государственных служащих была потрясена, пошли разговоры о реформах, в Колычевском интернате прошла проверка, диагнозы у детей подтвердились, руководство в учреждении сменилось, но дети подверглись наказанию и были настроены против автора фильма, с которой были дружны во время съемок.
По словам Елены, в интернат приезжали члены комиссии при Голодец (Ольга Голодец — вице-премьер правительства, занимается социальной сферой).
Ольга Юрьевна приняла ситуацию к сердцу и не только обязала всех своих «подминистров» организовать «проверку обоснованности нахождения детей в коррекционных интернатах» и готовить реформу детских домов.
В обсуждении ситуации сразу же наметились две противоположные точки зрения на систему интернатов: в лагере защитников системы, оставшейся практически неизменной с советских времен оказались: директор одного из интернатов, психиатр и член координационного совета при Президенте России.
«Система, лучше, чем анархия, разрушать — легко», — признавая отдельные нарушения и перекосы, сторонники системы в целом считали пригодной, а изменения, которые нужно внести в работу интернатов по их словам — уже на подходе. Кстати, комиссия, проинспектировавшая интернат после съемок фильма, никаких нарушений в его работе не выявила.
В противоположном лагере, среди людей, которые надеются, что систему если не разрушить, то изменить, сделать ее пригодной детей возможно- оказались психологи, многочисленные волонтеры, представители фондов, общественные деятели выпускники интернатов и, судя по реакции зрителей, большая часть людей, увидевших фильм.
Чтобы понять, на чьей стороне окажетесь Вы, рекомендуем начать просмотр документального кино о сиротах начиная с 1-й части.
Понравилась статья? Сообщите нам об этом, поставив лайк!
Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20200606-mama-ya-ubyu-tebya-kak-vysheds
© Sobesednik.ru