Хыналыгцы или хиналугцы, (самоназвание кеттитурдур или кетиш) — малочисленный народ, преимущественно проживающий в селе Хыналыг на северо-востоке Азербайджана. Численность народа — около 5000 чел.
Самый высокогорный и труднодоступный народ страны. Говорят на хиналугском языке, образующим отдельную ветвь в составе нахско-дагестанской семьи языков. Вместе с будугцами и крызами известны под «шахдагские народы». Путь к хыналыгцам лежит через земли будухов и крызов. Из-за погодных условий есть вероятность доехать только до крызов.
«Ало! Скажи, как там обстоят дела с дорогой? Сухо? Машины едут?»
Именно на основе ответа можно решить стоит ли ехать 200 км севернее столицы Азербайджана, Баку - в Хыналыг – деревню расположенную на высоте 2300 метров выше уровня моря.
В альпийских лугах, покрывающих склоны, хорошо заметны террасы, как где-нибудь в горах Индокитая - в те времена, когда сюда не было дорог, горцы освоили земледелие и растили здесь чечевицу, ячмень, рож и овёс. Такими же террасами выглядит и сам аул, где крыша одного дома может служить двором другого. Горы повсюду, и ручей в них сверкает над селом, словно молния:
В это сложно поверить, но горному селу, о котором пойдет речь, 5 тысяч лет и до самого последнего времени оно, фактически, было отрезано от цивилизации труднодоступными горами с опасными скалистыми обрывами.
Хыналыг - самое старое поселение в Азербайджане и действительно находится будто на краю земли. Из-за многовековой изолированности, его жителям по сей день удалось сохранить уникальный язык и не встречающиеся нигде более традиции и обычаи. Сами себя хыналыгцы называют кятами - прямыми потомками библейского Ноя.
Впервые топоним Хыналыг упоминается в XIII веке у Якута Хамави в форме Хуналук. По-азербайджански оно называется «Хыналыг», в то время как сами жители именуют его «Кетш», а себя «кетш халх» («кетшский народ») или «каъттиддур» («односельчане»). Будухи и крызы называют их гетди.
П предположению этнографа М. Пашаевой название народа можно сопоставляться с этнонимом гат, встречающийся у армянского историка V века Фавстоса Бузанда, и этнонимом кет, который древнеримский писатель Плиний Старший упомянул при перечислении обитавших на Кавказе племён.
Все жители Хыналыга являются коренными и делятся на 4 рода. У каждого рода свое кладбище, свои узоры для ковров и одежды. Несмотря на удивительное гостеприимство хыналыгцев, чужаков селиться сюда они не допускают. Кроме того, они категорические противники даже свадеб с жителями других деревень. Эдакий анклав посреди гор, который даже просил у властей Азербайджана для себя ... автономию!
Вековая изолированность деревни ни коим образом не сказалась на гостерприимстве местных жителей. Завидев туриста на улице, они подходят, здороваются, спрашивают откуда ты и что тебе интересно увидеть или услышать. А потом обязательно зовут в дом на стаканчик чая. И попробуй отказать! Даже пробовать не стоит, это у вас не получится.
Условия жизни очень спартанские. Практически все, что есть в домах местных жителей, сделано их же руками, за исключением каких-то бытовых приборов, посуды и некоторых элементарных бытовых вещей. Максимальная простота во всем - от ремонта и отделки до мебели и убранства.
Поскольку дорога в город была дальней и трудной, жители села отправлялись туда всего один-два раза в год, в теплый сезон - продавали свою продукцию, закупали продовольствие и все необходимое и возвращались домой.
Жители Хыналыга весьма религиозны, но ислам проник в село довольно поздно — только в 18 веке. Да и христианство этих гор никогда не достигало. До этого хыналыгцы были реликтом древнего культа огня. В 18 веке народ принял ислам, и уже сейчас в этой маленькой деревне 9 действующих мечетей на месте древних храмов огня. В XII веке Абу Муслим стал распространять ислам на этой территории, в честь него названа Джума-мечеть, построенная в то время. На расположенных справа от входа в мечеть двух каменных глыбах высотой под два метра сохранились рунические надписи. Эту мечеть, расположенную на возвышенности в центре села, считают прародительницей всех здешних мечетей, общее число которых доходит до десяти.
Промыслы Хыналыгцев
Хиналугцы занимаются в основном скотоводством, ведь здешний суровый климат не позволяет в полной мере заниматься земледелием. Держат коз, домашнюю птицу, самые зажиточные — овец. Питаются очень просто — мясом, молоком, сыром, хлебом да нехитрыми овощами, что удалось вырастить здесь.
Здесь широко распространено ткацкое дело. Изготовленные в Хыналыге из шерстяной пряжи шали некогда славились во всем Губинском уезде. Окрестные села покупали эти покрывала для пошива одежды. В старину в деревнях кафтан из шерстяной шали был предметом национального костюма, который могли позволить себе в основном обеспеченные люди. В Хыналыге, как впрочем, и во многих других селениях региона Азербайджана, распространены пестрые толстые шерстяные носки - джорабы, которые здорово согревают зимой.
Одним из основных видов деятельности местного населения является также сбор лекарственных растений. Их заготавливают как для собственных нужд, так и на продажу туристам.
С августа в Хыналыге начинается сезон меда. Горный мед обладает неповторимым вкусом и ароматом. Обитатели села называют мед панацеей от 70 напастей. Осенью же наступает сезон козьего мяса, которое также отличается особым вкусом.
Путешественники, которых привлекает это самобытное селение, ночуют обычно у местных жителей, которые очень гостеприимны. Любители экотуризма могут переночевать в палатках.
Дома здесь строили и до сих пор строят из камня и кизяка — спрессованых кирпичей из соломы, навоза и глины. Очень забавно в таких домах выглядят пластиковые стеклопакеты и даже спутниковые тарелки — цивилизация проникает и сюда!
Тикмя является одним из древнейших видов народного творчества. Его называют также и тякялдуз. На белых льняных полотнищах разноцветными нитками вышивают узоры различных мотивов. Тикмя изготавливается только вручную и считается самым первым украшением. На Западе и Востоке издревле расписывали материю разноцветными нитками. В Азербайджане существуют различные формы этого занятия, и самые ранние его образцы относятся к эпохе Сасанидов.
В центре домов поставлены поддерживающие крыши колонны. Мебели нет, зато вдоволь подушек, одеял, мутяккя, больших и малых тюфяков. Нет в домах и столов - здесь принято сидеть на полу.
Попадая в Хыналыг путешественники отмечают измененное восприятие времени. Здесь никто и никуда не спешит, здесь время ощущается не как что-то эфемерное, наоборот — здесь ощущается каждое мгновение вечности.
В 5 км от села Хыналыг на склоне горы Шах-даг сохранились руины самого высокого храма огня (атешгяха) в мире доисламских времен. Для защиты от кочевых племен в Х веке в Хыналыге были возведены фортификационные сооружения и крепость, в главной башне которой располагался храм огнепоклонников. Аксакалы говорят, что обитавшего в этом храме жреца звали Пирджомярд и там находился вечный факел. На месте той башни и сейчас стоит храм огнепоклонников, который почитается как святыня.
Рядом с Хыналыгом также найдено захоронение периода 7 - 6 века до нашей эры. Вокруг этой местности останки храма, и символы дают возможность предположить, что луна занимало центральное место в доисламский период. Это предположение также подтверждается молитвами к луне у удинов, проживающих по соседству.
Хыналыг находится в окружении пещер, пиров, храмов и атешгяха. Пиры попадаются на каждом шагу. В каждом из них - могила, в которой покоится святой - овлия. Почти в каждом пире на стене изображена сцена принесения Авраамом в жертву своего сына Исаака. Самый знаменитый пир села называется "Хыдыр Наби". Каждый пир считается панацеей от определенной напасти. Так как пир "Хыдыр Наби" посещают те, у кого болят зубы, его называют также и "пиром зубной боли".
Говорят, если потереть одним из мелких, круглых камушков из этого пира разболевшийся зуб, боль пройдет. Другой знаменитый пир называется "40 аббал". Здесь укрывались и молились 40 дервишей. Этот пир - расположенная в 2 км от села пещера, где бьет считающийся священным родник. Фаянсовый трубопровод доставляет воду из этого родника к домам жителей села и на центральную площадь. По большим праздникам и торжествам здесь собираются все жители Хыналыга.
Хиналугский язык
Хиналугский язык относится к нахско-дагестанской семье языков, занимая в нём особое место. Одни исследователи условно относят его к лезгинским языкам, в то время как другие считают самостоятельной ветвью нахско-дагестанских языках. Принадлежность хиналугского к лезгинским языкам весьма сомнительна, поскольку целый ряд инноваций, характерных для этой группы языков, в нём отсутствуют. Те специфические хиналугско-лезгинские изоглосс, которые в нём имеются, обусловлены значительным влиянием лезгинского и шахдагского языков.
Русский востоковед И. Н. Березин, путешествовавший в 1850-х годах по Закавказью, оставил следующее: «В Кубинском ханстве, говорят, водятся и живые древности. Это жители селения Хиналуг, говорящие каким-то не людским или по крайней мере не здешним языком, которого ни кубинцы, ни лезгины не разумеют».
На протяжении XX века учёные-лингвисты так и не определили место хиналугского среди дагестанских языков.
Читайте также:
- Будухи — лезгиноговорящий народ Азербайджана и Дагестана >
- Как евреи появились на Кавказе >