Здравствуй, читатель!
Давно что-то на ПроЧтении не было статей об одном из моих любимых авторов. Да, уважаю Стивена Кинга за трудолюбие, "Тёмную башню" и ещё несколько романов. Вот только...
Что-то в последнее время Кинг уже не тот, что был раньше. То ли повзрослел (читай - постарел), то ли умышленно подпихивает вперёд сыновей с их подражанием папе. Меня уже давно терзали смутные сомнения, что Кинг исписался - вот, к примеру, статья почти двухгодичной давности. Ниже попробую тезисно разобрать его новую книгу.
После прочтения последней книги Мастера «Будет кровь», так и хочется воскликнуть рекламным слоганом: «Вы всё ещё читаете Стивена Кинга? Тогда мы идём к вам». Книга не понравилась. Совсем. Ничего нового и интересного поклонники творчества писателя в ней не найдут. Из четырёх представленных повестей чуть получше, на мой взгляд, будет «Крыса» - о сделке писателя с существом, исполняющем желания. Точнее, желание. Одно.(Не путать с джинном и золотой рыбкой!) Не трудно догадаться, о чём попросил писатель. Но дело-то в том, что это всё уже было, и у самого Кинга, и у других авторов. И сделкой с дьяволом давно никого не удивишь.
Вот и обозначился первый тезис: Кинг стал повторяться. Прекрасно помню своё возмущение после прочтения "Мистера Мерседеса", где Брейди (главный злодей) проникает на концерт популярной группы на инвалидной коляске, ну точь в точь, как другой злодей – полицейский Норман из любимой мной «Розы Марены». Видимо, у автора закончилось воображение, увы. Больше ничем этот «казус» объяснить не могу.
Но это ещё цветочки, а вот и ягодка. Повесть «Будет кровь» из этого сборника лучше было бы назвать «Чужак-2, или Тех же щей, да пожиже влей». Я вообще не понял смысла написания сего произведения: Холли Гибни там и там, «чужак» там и там. Даже главная фишка в изменении лица абсолютно идентична в обеих историях. Ничего не поменялось! Зачем писать по второму кругу одно и то же? Или героиня так крута, или злодей так ужасен, что без повтора ну никак не обойтись? Думаю, причина в сериале - он показал бесперспективность второго сезона, а у Кинга уже была заготовка.
Второй тезис, который играет против Кинга: он стал социален. Хорошо это или нет, решайте сами. Теперь всё чаще мы можем прочитать такие слова, ну и подобные им: «В семье Робинсонов обычно соблюдают равенство полов, но рождественский день – исключение, может, из ностальгии. Мужчины и женщины играют роли из прошлого столетия. Проще говоря, женщины готовят, а мужчины смотрят баскетбол», чего раньше за Стивеном Кингом не наблюдалось. Премии "Хьюго" и "Оскар" уже показали, к чему приводит необходимость следовать моде...
Третий тезис: Кинг стал политичен. Читаем в его романе: "…Обама, пожалуй, худший президент Америки". В 2017 году писатель схлестнулся с Дональдом Трампом в виртуальном пространстве, где Трамп за критику заблокировал его в Twitter , а Кинг, в свою очередь, запретил ему смотреть экранизацию «Мистера Мерседеса» и «Оно». «Никаких клоунов для вас, Дональд» - его слова. После этого Стивен Кинг пишет повесть «На подъёме», где, пользуясь положением, вволю шутит над американским президентом. К чему американскую реальность приносить в книги, Стивен?
Последний в списке, но не последний по значимости тезис: Кинг стал толерантен. В той же повести «На подъёме» Кинг описывает девчачью влюблённую пару, которую вначале все воспринимают в штыки, но всё-таки справедливость существует, и жизнь у них налаживается. Да, и опять не обошлось без повтора. Если вы читали ранний роман Стивена Кинга под псевдонимом Ричарда Бахмана «Худеющий», то можете и не читать эту повесть, ничего не потеряете. «Худеющий» написан намного интереснее.
Как итог, могу повторить своё мнение, высказанное полтора года назад в отдельной статье: ранние произведения Кинга мне нравятся намного больше. Там была мистика, были ужасы и психология, которая буквально пропитывала большинство его произведений. Но всё течёт, всё меняется, смешно было бы требовать от Мастера оставаться в неизменном, законсервированном виде всегда. А так как Стивен Кинг был и остаётся моим любимым писателем, то я по-прежнему буду читать его книги.
"Институт"-то ведь получился, в отличии от этого сборника.