Найти тему

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БУДУЩЕЕ. ЧАСТЬ 2. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ.

(публикуется с продолжением.

Часть 1. Между прошлым и будущим (вопросы...) здесь)

Часть 2. Визуализация (ответы...)

Итак, в первой статье цикла мы описали современное состояние изобразительного искусства (изо) и задали ключевые вопросы, касающиеся существования изо в будущем, а именно: его роли, необходимости сохранения и путях развития при более технически совершенных цифровых технологиях?

Заявленная тема обширна: в ней масса оговорок, тонкостей и нюансов, - поэтому и рассматриваем мы ее в ряде статей с продолжением.

Начнем отвечать сначала, и в этой статье поговорим о значении изобразительности в мире людей. Для этого затронуть надо уровень смыслов, установок и глобальных идей, отталкиваться от целеполагания, общественного заказа, от стратегии, а не тактики, иными словами, подняться на методологический уровень.

Методологически такие термины, как рисунок, живопись, композиция, картина, скульптура, рисунок ... и тому подобные , лишь уводят нас от осознания сути деятельности, которая сводится к представлению технических, философских, чувственных идей в удобных для рассматривания (зрительных или оптических) образах, то бишь визуализации.

© “В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ВСЕ СВОДИТСЯ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ”

Под визуализацией в общем смысле мы понимаем "метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.)" [1].

В этой связи хочется упомянуть слова, приписываемые Николе Тесле, якобы из его последнего интервью, данного Джону Смиту в 1988 году.

"Мне бы хотелось поблагодарить визуализацию за все мои изобретения. События моей жизни и мои изобретения реально стоят у меня перед глазами, видимые как каждый отдельный случай или вещь. В молодости я пугался, не зная, что это такое, но позже научился пользоваться этой силой как исключительным талантом и даром. Я подпитывал ее и ревниво оберегал. Также посредством визуализации я корректировал большинство изобретений и заканчивал их, ментально визуализируя решение сложных математических уравнений».
Стеван Пешич " Tesla Or Customizing Of Angels "

К сожалению, есть небезосновательное мнение о том, что это интервью выдуманное, источником его является пьеса Стевана Пешича " Tesla Or Customizing Of Angels ". Однако фраза настолько точно раскрывает суть и конечную цель рисования, что ее значимость для нашей темы не уменьшается.

Обратим внимание на то, что речь в случае с Теслой идет о визуализации не физической, а о ментальной (связанной с разумом, умственной деятельностью) то бишь выстроенной в уме. Художник идет от визуализации ментальной к оптической, "синхронизируя" ум и мелкую моторику рук.

Есть определение изобразительного искусства в аспекте, подтверждающем нашу точку зрения. Это трактовка доктора искусствоведения, профессора Виктора Георгиевича Власова из “Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства” (СПб, 2006).

“Изобразительное искусство - способ, процесс и результат выражения человеческого, духовного содержания через материальную форму изображаемых объектов” [2].
доктор искусствоведения, профессор В. Г. Власов

И действительно, мы не сильно ошибемся, если скажем, что все что произведено или воздвигнуто сначала было, грубо говоря, нарисовано. Даже на бытовом уровне домашние мастера так или иначе набрасывают проект. А картина, ставящая глобальные вопросы и отвечающая на них, транслирует ли она эти идеи в явный мир? Что это, как ни визуализация чувственных идей? Делая видимыми образы, возникающие в уме, рисующий проявляет в материальный мир собственную духовную (нематериальную) реальность, внедряет в мир свои идеи. Что мы миру покажем, то он нам и проявит, об этом, конечно, надо задумываться, когда человек рисует.

Итак, изобразительность, в том числе и видовой дизайн (особенно графический) будет еще долго универсальной языковой системой знаков, символов, образов, невербального воздействия.

Не случайно мы знаем великие слова Конфуция

"ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ПРАВЯТ МИРОМ, А НЕ СЛОВА И НЕ ЗАКОН"
Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.)

Да, инфографика подсказывает нам способы действия и поведения, а образы картин пробуждают в нас возвышенные чувства. В XXI веке мы уже не будем говорить о магическом смысле изображения: оберегах и "магнитах" нужных свойств, - это дело индивидуальное, как индивидуальна и способность наслаждаться искусством (гедонизм), которая воспитана ныне далеко не у каждого и которую превосходит ныне телевидение и интернет. По общей эмпирической оценке сейчас на государственном уровне эту функцию всерьез никто не использует. Она работает лишь на уровне индивидуального творчества, но не будем отвлекаться.

Пока мы говорили о рисовании вообще, не разделяя на профессиональное и то, что в народе называется "для себя" - бытовое, так как, в любом случае, сдвиг точки зрения на изобразительность в сторону визуализации несет пользу обществу, но и требует пересмотра программ художественного образования.

Если это образование в системе профессионального всех уровней, то оно должно идти по пути аналитического рисования не зависимо от художественных традиций региона страны. Хотя и региональный компонент не отменяется. Цель такого образования сформировать знания, умения и навыки необходимые для реалистичного визуального моделирования окружающего мира. Обратим внимание на понятие “моделирование” (визуальное и ментальное). Оно несет неотъемлемый для академического рисования оттенок исследования объектов в процессе их рисования.

"моделирование – исследование объектов познания на их моделях" [3].

Можно сказать, что изображаются модели реальных объектов после их тщательного анализа. Педагоги и чиновники, от которых зависит вектор развития художественного образования, должны прикладывать максимум усилий именно к коррекции субъективных изобразительных течений в этой системе. В следующей статье мы подробно рассмотрим и профессиональное рисование, основной метод которого заключается в аналитическом подходе к моделированию реальности.

Урок ИЗО в общеобразовательной школе
Урок ИЗО в общеобразовательной школе

Особое внимание следует обратить на преподавание изо в школе в связи с массовостью. Находясь в системе начального и среднее общего образования изо могло бы стать настоящей естественно-научной дисциплиной, обобщающей и углубляющей при помощи аналитического рисования объектов наблюдаемой действительности все знания человека о мире, но при нагрузке больше 1-го академического часа в неделю, естественно. При нынешнем положении дел возникает вопрос о целях учебного предмета и возможности их реализовать.

Всеобщее образование в начале 20-х годов прошлого столетия приняло за ориентир аристократическую систему обучения и воспитания с музыкой, танцами и рисованием, иными словами, стало растить каждого ребенка как элитарного. Мы помним, что занятия изобразительным искусством в аристократических семьях проводились на весьма серьезном уровне и позволяли делать превосходные этюды в альбомы. Но смысл их был в целостном интеллектуальном развитии средствами визуального моделирования. Автор не является большим специалистом в истории педагогики и дает лишь оценочное суждение, но похоже, что деятели тогда советской, а ныне российской власти от образования не разобрались в вопросе, поэтому даже поверхностный анализ результатов современных уроков изо позволяет сделать заключение о том, что смысл тех аристократических занятий рисованием выхолощен из школьной программы начисто...

Какова модель учащегося, прослушавшего курс изо в школе?

Мы исходим из того, что цель образования вообще - давать целостную картину мира: обрисовывать как мир устроен и объяснять выпускнику как он встроен в него. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС 2009) начального общего образования (т.е. с 1-4 классы) косвенно подтверждает это утверждение в части ИЗО и наводит на мысль, что цель предмета - сформировать представление об эстетической области жизни людей, о изобразительной деятельности и дать понимание как человек с ними соотносится [4].

Во ФГОСе среднего общего образования (5-9 классы) "Искусство" (в отличии от начального, где оно в обязательно) отнесено к вариативной части программы и может являться предметом по выбору [5]. Это значит, что цели, задачи, предполагаемые результаты определяет ведущий педагог на свое усмотрение.

Разобрав некоторое количество программ можно сказать, что обычно педагоги определяют цели примерно в тех же направлениях: всестороннее развитие; формирование элементарных основ изобразительной грамотности; эстетическое воспитание. Однако в свете визуализационного подхода обращает на себя внимание встречающаяся перспективная и выполнимая при 40 минутах в неделю цель - раскрыть практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

Сейчас не так важно обсуждать какие разделы и темы должны присутствовать в программах средних школ, более важен угол зрения на дисциплину. А он заключается в том, что при 1 часе в неделю невозможно научить ребенка понимать и любить изобразительное искусство, даже улучшить мелкую сложную моторику кажется сомнительным, тем более невозможно стимулировать интеллектуальное развитие посредством аналитического рисования,  но можно будущего рабочего обучить выполнять обобщенный набросок, выражающий его идею или рацпредложение. Этому следует целенаправленно учить, ведь ни обобщение, ни законы перспективного сокращения, ни принципы восприятия зрителя априори не известны школьникам. Именно с этих позиций ныне перспективно разрабатывать программы по изо для средних школ.

Продолжение следует...

Александр С. Чувашов

Использованная литература

  1. Словарь бизнес -терминов . Академик .ру . 2001 . [Электронный ресурс] Точка доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/17493 (дата обращения 26.02.2021.)
  2. Власов В. Г. Изображение, изобразительное искусство // В. Г. Власов Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10т. — СПб .: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 52.
  3. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М .: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4534 (дата обращения 26.02.2021.)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)