Найти в Дзене
Cубъективный мир

Биологи за мольбертом. Синтез искусства и науки

Самых любопытных в конце статьи ждет интересный факт: один из стилей архитектуры полностью вдохновленный природой. Вы убедитесь, что природа - величайший дизайнер! Кажется, нет более удалённых друг от друга областей знания, чем наука и искусство, вспомните хотя бы спор «физиков и лириков» в двадцатом веке. Но что происходит, если учёный – биолог становится художником? А происходит интереснейшее явление! Если обычный художник изображает заурядную ромашку или одуванчик, то профессиональный ботаник или зоолог пользуется своими знаниями для творчества, изображая сотни видов животных, растений и микроорганизмов.
Яркий пример такого отношения к живописи – Эрнест Геккель. Этот художник был по совместительству одним из ранних эволюционистов, но вера в то, что всё произошло по воле случая, не умалила его уважения к природе. И, так же, как религиозные художники, изображая человека и природу, видели в них прекрасные творения Бога, так и эволюционист Геккель видел совершенство мироздания. Многи

Самых любопытных в конце статьи ждет интересный факт: один из стилей архитектуры полностью вдохновленный природой. Вы убедитесь, что природа - величайший дизайнер!

Кажется, нет более удалённых друг от друга областей знания, чем наука и искусство, вспомните хотя бы спор «физиков и лириков» в двадцатом веке. Но что происходит, если учёный – биолог становится художником?

А происходит интереснейшее явление!

Если обычный художник изображает заурядную ромашку или одуванчик, то профессиональный ботаник или зоолог пользуется своими знаниями для творчества, изображая сотни видов животных, растений и микроорганизмов.


Яркий пример такого отношения к живописи – Эрнест Геккель. Этот художник был по совместительству одним из ранних эволюционистов, но вера в то, что всё произошло по воле случая, не умалила его уважения к природе. И, так же, как религиозные художники, изображая человека и природу, видели в них прекрасные творения Бога, так и эволюционист Геккель видел совершенство мироздания.

Многие из изображённых им организмов удивительно симметричны, в них нет элементов случайности. Он также зарисовывает открытые им самим виды. И это не простые скучные гравюры, а подлинный гимн красоте природы. Животные в сложных позах, в движении и с яркими цветами. Особенно его воображение занимали так называемые стрекающие. Он нередко изображал во всех подробностях крошечные микроскопические полипы. Также он исследовал и популяризировал радиолярий. Даже не самые красивые, по мнению большинства людей, животные (пауки, летучие мыши) у него обретают романтический и эстетичный облик. А ещё были птицы (в том числе и райские) и звери! В дальнейшем многие использовали эти формы для создания интерьеров в стиле модерн, и учёный – живописец даже нашёл достойных преемников. Однако, как позднее заметит в своих рассуждениях великий немецкий дизайнер шрифтов Ян Чихольд, к книге «Красота форм в природе» потомки стали относиться по - другому, так как узнали о том, что животные не только красивы. Всё их тело устроено функционально. Подобные взгляды вполне соответствовали духу эпохи рационализма в архитектуре с его культом функционального устройства всех сфер жизни.

Одним из продолжателей дела Геккеля был фотограф и скульптор Блоссфельд. Он сконструировал одну из самых удивительных камер для макросъёмки и получил уникальные кадры растений в тридцатикратном увеличении. Растения чёрно – белые, но это «несовершенство» старого оборудования играет на руку фотографиям мастера. И, если вы, рассматривая орнаменты готики и барокко, думали, что их подлинный создатель – человек – вы сильно удивитесь. Фотографии Блоссфельда показывают, если можно так выразиться, «архитектурные композиции» из растений, удивительно похожие на формы из литого чугуна или камня. Причём никто растения специально не завивал и особым образом не укладывал. Никто ничего не дорисовывал и не ретушировал до неузнаваемости. Всё совершенно естественно. Блоссфельд заслужил всемирную славу ещё при жизни. Подумать только – его выставляли в Баухаузе! И, конечно же, преподавая в своём институте, он часто использовал примеры из собственных фотографий.


Есть ещё один яркий пример биолога в искусстве - это творчество Марианны Норт. Она перевернула не только искусство, но и представления о роли женщины в обществе. В детстве она чем только не увлекалась, в том числе и ботаникой, и живописью и пением. И всё ей пригодилось в жизни… Кроме пения. Она, вопреки нравам того времени, путешествовала одна, выдерживая порой тяжёлейшие условия экспедиций, и добиралась до самых труднодоступных мест на Карибах, на южноамериканском континенте, в Австралии, Африке и Азии. Флора и фауна служили моделями для зарисовок. Среди главных героев картин – коалы, мелкие приматы, попугаи, и всё это на фоне изящных, нежных цветов… Но самые красивые её рисунки посвящены хищным растениям. Некоторые виды растений названы в честь отважной путешественницы.

Наука и искусство – области, для которых требуются прямо противоположные знания и склонности, но как гармонично они работают вместе, и как продуктивна эта связь между высоким искусством и глубокими знаниями!

Обещанный стиль архитектуры, полностью вдохновленный природой!

-2

Готика.

Множество элементов в готических соборах: витражи, арки и своды, напоминают структуры характерные для растительности. Самый яркий пример Собор Нотр-Дам в Париже, где архитекторы использовали идею "растущих" конструкций!

Если Вам понравилась статья - ставьте палец вверх! Подписывайтесь на канал. Свое мнение пишите в комментариях - порассуждаем вместе!