Итак, я решил сравнить три моторных яхты экспедиционного класса или три морских внедорожника, как метко их окрестили на портале itboat .com . Две лодки финского производства - Targa 44 и Nord Star Patrol 42 , и одна – российского, NorthSilver 1440 . Что же получилось? Есть ли у этих яхт сходства и различия, и какие? Попробую резюмировать.
Начнём с того, что Nord Star Patrol короче двух других яхт на целый метр. Однако, это не сделало его менее комфортным, лишь немного уменьшило внутреннее пространство. Но, так как эта лодка явно позиционируется как более хозяйская (т.е. владелец сам будет сидеть за штурвалом), то надобность в шкипере не возникает; соответственно, спальным местом для него можно и пожертвовать. Впрочем, на двух других яхтах владелец тоже может быть и пилотом. Никто ему не запретит. Вообще, стоит помнить, что, как минимум, финские катера принадлежат к классу semi -custom , т.е. владелец может заказать разные варианты и отделки, и планировки. А значит, все необходимые изменения по желанию хозяина будут учтены. Судя по вариантам с выходом из кокпита на корму либо без него, отечественная верфь тоже способна проявить гибкость при постройке судна.
В статье о Targa 44 я упомянул, что катера этой верфи выбрали полиция Норвегии и США. И это неудивительно, ведь при изготовлении этих судов пластик корпуса усиливают по скуле и килю накладкой из нержавеющей стали. А сам пластик корпуса очень толстый – 2 см. Это гарантирует высокую прочность и жесткость, что важно для профессионального использования.
Впрочем, если другая финская лодка и уступает по этим показателям, то, думаю, незначительно. А уж российская яхта должна их превосходить. Ведь она изготовлена из специального морского алюминия. В этом случае суда не только прочнее, но и легче.
Почему же вообще суда такого класса назвали морскими внедорожниками? Не только и не столько за прочность корпусов. Ещё важны обводы, которые позволяют «резать» волну, и низкий центр масс, способствующий тому, чтобы «резак», т.е. нос, не «выскакивал» из волны. Для этого все цистерны и тяжёлое оборудование буквально распластывают по днищу. Конечно, немаловажным является наличие плотно закрывающихся (а иногда и задраивающихся) дверей и лобовых стёкол, установленных под обратным углом. Последнее способствует тому, что на спокойной воде в солнечную погоду стёкла не бликуют, утомляя пилота, а в шторм вода быстрее скатывается, также не «ослепляя» судоводителя.
Кстати, что касается дверей. На всех трёх лодках имеются боковые двери, позволяющие пилоту быстро произвести швартовные манипуляции. Поверьте мне как капитану: это очень удобная опция, которая, как правило отсутствует на моторных яхтах сходного размера, но другого класса.
Рассмотрев эти три яхты, которые я смело отношу к типичным яхтам экспедиционного класса, мы можем обозначить, чем же именно они отличаются от лодок других классов. В первую очередь, это универсальность с точки зрения условий эксплуатации. Волнение на море и плохая погода вряд ли будут серьёзным препятствием для владельца такого судна. Этому, как я написал выше, способствуют обводы корпуса, его прочность и надстройка, соответствующим образом проработанная. При этом хорошо заметно, что больших лежаков для загара тут не будет. Тем не менее, как я уже упоминал, эти яхты с удовольствием покупают и для тёплых широт. Тем более, что ни в скорости, ни во внутреннем комфорте эти лодки не уступят лодкам других классов.
Лично мне кажется, что все эти яхты очень универсальны. Они годятся и для расслабленного путешествия по теплым морям, и для похода на Валаам и Кижи, и для рыбалки на карельских озерах. Подойдут эти катера и профессионалам – полиции, спасателям, водолазам или инспекторам различных служб.
А вам они понравились?
Фото взяты из открытых источников.