Найти тему
Культфонд

Значение и роль топонимики в формировании Петербурга. Часть №2

Недавно мы рассказывали, что перед самым снятием блокады Ленинграда были восстановлены 20 исторических названий городских. Любопытно, что тогда в записках и выступлениях партийных руководителей Ленинграда приводились те же резоны восстановления ценных названий, тесно связанных с историей и обликом города, что и в работах современных топонимистов. Вот, например, выступление А. А. Жданова на бюро Ленинградского горкома ВКП(б) 5 января 1944 года: «Советская улица, улица К. Маркса есть в каждом городе; в любом районном центре вы найдёте не одну, а 2–3… значит, в этом отношении специфика Ленинграда стёрта».

А. А. Жданов
А. А. Жданов

К сожалению, в мирное время советская топонимическая политика вернулась к жёсткой идеологической модели, а Ленинград ещё и был «наказан» в ходе «Ленинградского дела»: уничтожение в 1952 г. сотни старинных названий, выживших в довоенных топонимических чистках, стоит в одном ряду с разгромом Музея обороны и блокады Ленинграда.

Дискуссии о подлинном культурно-историческом значении топонимии велись и в 1960-е гг., однако до самого конца советского периода в практических топонимических решениях преобладали либо политико-идеологические, либо «увековечивательные» приоритеты, что приводило к новым и новым утратам исторического топонимического слоя.

К восстановлению утраченных топонимических ценностей фактически удалось вернуться только в конце 1980-х гг. 27 февраля 1989 г. состоялось первое за долгий период возвращение исторических названий в Ленинграде: Малая Посадская улица (с 1964 г. улица Братьев Васильевых), Биржевая площадь (с 1937 г. Пушкинская площадь), Почтамтская улица (с 1922 г. улица Союза Связи), Каменный остров (с 1920 г. остров Трудящихся).

Продолжение на следующей неделе.

Отрывок: А. Б. Рыжков. Возвращение исторических названий в рамках общей топонимической концепции Санкт-Петербурга.