Найти в Дзене
Sunny Blues

Через три года после основания «RAINBOW» Ричи Блэкмора начал волновать успех другого британского гитариста, Мика Джонса

Оглавление

Для участников группы Rainbow воспоминания о записи третьего альбома связаны с увольнениями, привидениями и прочими ужасами, но они ведь сделали действительно великолепную запись: Long Live Rock 'N' Roll !!!!!

Long Live Rock 'N' Roll !!!!!
Long Live Rock 'N' Roll !!!!!

Британия, май 1978 года. Рок мертв. Метал для дебилов. Панк взял верх. А любого, кто говорит иначе, нужно унижать, обзывать и наказывать. Сначала - на страницах ведущего английского музыкального журнала NME, а затем - везде где угодно и всю оставшуюся жизнь.

Однако если вы заглянете в чарт альбомов Британии от 7 мая 1978 года, под номером 1 вы не найдете никаких панков, там не будет The Jam, или The Stranglers или The Clash. Смейтесь, но на первом месте - саундтрек к фильму Saturday Night Fever (Лихорадка субботнего вечера) с Джоном Траволта в главной роли.

А хотя бы на втором? А на втором - 20 Golden Greats от блюзмена Ната Кинга Коула.

В десятке лучших - альбомы с саундтреками к фильмам The Stud и Pennies From Heaven, а также последние опусы Пола Маккартни с группой Wings, ABBA и Джонни Мэтиса.

Единственные, идентифицируемые как «рок-альбомы» (которые на самом деле совершенно «не роковые») - это And Then There Were Three новоиспеченной трио-версии группы Genesis и City To City, довольно-таки тоскливый релиз Джерри Рафферти.

Остальные позиции топ-30 расскажут нам похожие истории: немного Новой волны - старые хиппи, одетые как панки - Элвис Костелло и группа Blondie, а также много Билли Джоэла, ELO, Fleetwood Mac и Риты Кулидж.

Однако есть и нечто другое в этом сонном британском чарте мая 1978 года. Номер 7 - это Rainbow и их новый альбом Long Live Rock ’N’ Roll.

Третий альбом группы, основанной бывшим гитаристом Deep Purple Ричи Блэкмором и ранее не слишком известным американским вокалистом Ронни Джеймсом Дио, Long Live Rock 'N' Roll - доказательство того, что рок с большой буквы жив и здоров.

«Я не думаю, что кто-то из нас тогда обращал внимание на существование панка», - сказал Ронни Дио годы спустя. «Я, например, был уверен, что то, что мы делали - уникально, мы с Ричи называли это «средневековым блюзом».

И хотя непредсказуемый Блэкмор изначально рассматривал свое сотрудничество с Дио как обновленный вариант формата классического рока времен расцвета Purple, три года спустя его больше волновал колоссальный успех Foreigner - рок-группы из США, собранной другим талантливым английским гитаристом - Миком Джонсом.

Блэкмор был гораздо лучшим гитаристом. Джонс был гораздо лучшим хитмейкером. Результат: два альбома Rainbow, получившие признание и хорошие продажи во всех странах мира, кроме Америки. В этот же период были выпущены два мультиплатиновых альбома Foreigner, которые за пределами Америки вообще никто не оценил, но совокупные продажи в США составили более 10 миллионов, также вышли четыре суперхитовых сингла.

«Я думаю, что у Ричи было много людей из звукозаписывающих компаний, которые нашептывали ему на ухо», - сказал Дио. «Так группа начала двигаться в сторону коммерциализации. Отсюда и песня Long Live Rock ’N’ Roll. Я писал текст, не думая о коммерции, но песня определенно рассматривалась как «потенциальный хит», так они это называли».

Ричи определенно надеялся на это. Но тогда ему ещё нравилось, чтобы рядом был Ронни.

Long Live Rock ’N’ Roll
Long Live Rock ’N’ Roll

Long Live Rock ’N’ Roll

История альбома, как и история многих записей на развилке дорог, начинается с истории предыдущего второго альбома группы - Rising, выпущенного ровно двумя годами ранее. Это единственный студийный альбом, выпущенный тем составом, что сейчас считается классическим составом Rainbow: Блэкмор и Дио, плюс Джимми Бейн (бас), Кози Пауэлл (барабаны) и Тони Кэри (клавишные). Через пять лет после выхода он был признан величайшим хэви-метал альбомом всех времен новым тогда журналом Kerrang! И думаю, мы согласимся с этим!

Фанаты ждали, что следующий альбом Rainbow будет не менее хорош, или даже лучше. И этот импульс еще более усилился летом 1977 года выходом концертного двойника On Stage, записанного в Японии во время заключительного этапа мирового тура Rising.

Позже Блэкмор объяснил, что эти ожидания «дали непредсказуемый эффект. Я максимально свободен, когда ожидания высоки». Да уж, максимально свободен, чтобы уволить Джимми Бейна и Тони Кэри из группы накануне записи следующего альбома. Этот шаг, сделанный гитаристом в одностороннем порядке, изменил не только историю Rainbow, но и историю рока и метала.

«Ричи принял решение, и это можно было предвидеть», - позже рассказывал барабанщик Кози Пауэлл. «Тони Кэри уже пару раз увольняли и возвращали - он постоянно действовал Ричи на нервы. А вот Джимми..... он был тусовщиком и большим другом Ронни».

Увольнение Бэйна сильно ударило по Ронни. Хотя эти двое людей были очень разными - Джимми из тех, кто не спит всю ночь и так было почти каждую ночь, Ронни из тех, кто ночью уходит в свою комнату и читает, но их объединила любовь к британскому юмору и индийской еде.

«Я любил Джимми как брата», - сказал Ронни. «Когда его уволили из Rainbow, мне показалось, что там стало очень холодно. Дело было за неделю до Рождества. Я подумал, что это не было так уж необходимо - даже для такого расчетливого человека, как Ричи».

Rising: Джимми Бэйн, Кози Пауэлл, Ронни Джеймс Дио, Ричи Блэкмор, Тони Кэри.
Rising: Джимми Бэйн, Кози Пауэлл, Ронни Джеймс Дио, Ричи Блэкмор, Тони Кэри.

Всё стало очень напряженным, работа над новым альбомом несколько раз откладывалась. На начало 1977 года был запланирован тур по США, который теперь пришлось отложить, пока искали подходящую замену -
это оказалось намного сложнее, чем предполагал Блэкмор.

На прослушивании в Лос-Анджелесе появился бывший клавишник группы Vanilla Fudge Марк Стейн. По странной иронии судьбы, Стейн совсем недавно был в сольной группе гитариста Томми Болина, который заменил Блэкмора в Purple. В декабре 1976 года Болин умер от передозировки, и Стейн искал работу.

Он был очень хорош. Но Ричи в последнюю минуту передумал, и Стейн опять остался без работы. Следующим был бывший сотрудник Procol Harum Мэтью Фишер, сыгравший на оригинальном демо Black Sheep Of The Family из первого альбома Rainbow. И снова Ричи необъяснимо отказался после раздумий.

Эдди Джобсон, один из основных участников Roxy Music и различных сольных составов Брайана Ферри, казался идеальным. Но не для Ричи. Затем появился Дэвид Стоун, клавишник никому не известной канадской прог-команды Symphonic Slam, получивший классическое образование, маэстро очень странного звукового ландшафта.

И Стоуну после боевого крещения и знакомства с Ричи и Кози было предложено место в Rainbow. К тому времени, однако, поиски столь затянулись, что Тони Кэри был вновь возвращен в группу, хотя и временно, и он участвовал в записи первых трех треков для нового альбома, включая заглавный трек Long Live Rock ’N’ Roll.

Столь же непросто оказалось найти и басиста. Ронни очень надеялся, что это место получит его бывший товарищ по группе Elf Крейг Грубер. Грубер уже играл на бас-гитаре на альбоме Ritchie Blackmore’s Rainbow, но затем был уволен вместе с остальной частью Elf, когда Блэкмор начал собирать концертный состав Rainbow.

Из уважения к Ронни Блэкмор позволил Груберу порепетировать с группой в течение нескольких недель, после чего стало ясно, что его нельзя серьезно рассматривать. На прослушивание пришёл бывший басист Colosseum Марк Кларк. Он очень хорошо выглядел, но вскоре Блэкмор решил, что ему не нравится джазовая техника Кларка - 180 градусов по отношению к рудиментарной медиаторной рок-технике Бейна - и уволил его.

Но поскольку запись альбома уже началась, Блэкмор принял самое простое решение - что он сам будет играть на бас-гитаре. Так продолжалось до тех пор, пока он, наконец, не пригласил австралийца Боба Дэйсли, бывшего участника группы Widowmaker, который прибыл явно вовремя, чтобы сыграть на трех треках альбома.

1977: Ронни Джеймс Дио, Боб Дэйсли, Дэвид Стоун, Кози Пауэлл, Ричи Блэкмор-спереди
1977: Ронни Джеймс Дио, Боб Дэйсли, Дэвид Стоун, Кози Пауэлл, Ричи Блэкмор-спереди

Начали в Германии. Как объяснил тогда Блэкмор: «Обычно я люблю записываться в Германии». Его тогдашняя жена Бэбс была немкой, у них там был дом, и Блэкмор отдавал предпочтение студии Musicland в Мюнхене, где он сначала работал с Deep Purple и где были записаны первые два альбома Rainbow.

Однако там засели ELO со своим двойным альбомом Out Of The Blue, и было принято решение отправиться во Францию, в Château d’Hérouville 18-го века, недалеко от пригорода Парижа.

После того, как Элтон Джон в 1971-м записал там свой альбом Honky Château, эту студию так и окрестили. С тех пор там постоянно тусовались рок-аристократы Pink Floyd, Дэвид Боуи, Bad Company, и многие другие.

Место имело репутацию «дома с привидениями». Боуи отказался спать в главной спальне, заявив, что там царит «тьма и холод». Как только Блэкмор узнал об этом, он, разумеется, настоял на том, чтобы спать именно тут. К тому времени увлечение Ричи сверхъестественными явлениями было уже всем хорошо известно, и замок Хоррорсвилль, как его назвал Дио, стал местом проведения некоторых печально известных спиритических сеансов Блэкмора.

Сама музыка была на высшем уровне, и для многих поклонников Rainbow в тот момент она была не хуже, а может быть, даже лучше, чем Rising. С точки зрения звучания, безусловно, они очень схожи. Но не будем забывать, что заглавный трек на самом деле появился ещё на сессиях Rising два года назад. Как и другой краеугольный камень нового альбома, эпическая Kill The King.

Яркий гимн Long Live Rock ’N’ Roll стал первым синглом с альбома и, что не менее предсказуемо, дал Rainbow их первый хит-сингл в топ-30. Уже знакомая концертной аудитории Rainbow, Kill The King открывала вторую сторону винила. Благодаря названию (Убить короля), многие решили, что это еще одна фантастическая сказка Дио из туманного прошлого. Но как позже сказал Ронни, на самом деле речь идет о шахматном матче. Сам великолепный шахматист, Ронни видел в шахматной игре «метафору жизни и смерти».

Использование в качестве метафор королей и ферзей, пешек и коней стало постоянной темой в текстах Дио. Более прозаичными были другие песни, в том числе LA Connection, слова которой были инициированы уходом Тони Кэри, он всегда звал всех к себе домой в Лос-Анджелес, тоскуя по родине в турах, что, кстати, тоже раздражало Ричи. А Ронни спел: «О, отнеси домой мои сломанные кости и уложи меня отдыхать / Сорок дней криков и стонов, я думаю, я не прошел испытание».

Треки Sensitive To Light и The Shed также были лишены фирменного лирического мистицизма Дио, возвращая к его дням с Elf, когда Ронни еще пел «кам-он-бэйби», как и многие другие вокалисты.

А вот и настоящие стейки на тарелке - Gates Of Babylon и Rainbow Eyes. Первый стал последним треком, записанным для альбома после того, как группа в декабре вернулась в замок, чтобы закончить работу над альбомом.

К тому моменту новый состав Блэкмор-Дио-Пауэлл-Стоун-Дэйсли уже много гастролировал и был, как выразился Кози, «крепче, чем утиный зад под водой».

Мелодраматический тон песне задают клавишные Дэвида Стоуна, а затем
включается грандиозный рифф Блэкмора, и Дио сплетает сказку о полетах на ковре-самолете, джиннах, городах «небесного греха» и «воротах Вавилона».

В Швеции молодой гитарист по имени Ингви Мальмстин был настолько увлечен этим треком, что начал свою карьеру на его фантасмагорических образах, а позже на одном из своих альбомов сделал кавер на Gates Of Babylon.

Последний, самый длинный и самый интригующий трек на альбоме - Rainbow Eyes. Это был Ронни Дио, поющий о любви всей своей жизни, Венди. Когда Блэкмор исполняет своего рода расширенную музыкальную медитацию на Little Wing Джими Хендрикса, Ронни открывает свое сердце и позволяет ярко сиять своей любви. Название «Радужные глаза», как он позже рассказывал - это глаза Венди, которые часто меняли цвет в зависимости от ее настроения: «Иногда они зеленые, иногда голубые, иногда карие».

Если бы надо было выбрать трек, максимально демонстрирующий универсальность Rainbow, то это он, дополненный скрипками, виолончелью, альтом и флейтой. И тот факт, что текст песни основан на реальности, сделал заявление ещё более убедительным. Пара только что вернулась из медового месяца, когда Rainbow отправились в тур, который, как они надеялись, станет их прорывом в США: 60 концертов в течение всего лета.

Лос Анжелес: Боб Дэйсли, Ронни Джеймс Дио, Кози Пауэлл, Ричи Блэкмор, Дэвид Стоун
Лос Анжелес: Боб Дэйсли, Ронни Джеймс Дио, Кози Пауэлл, Ричи Блэкмор, Дэвид Стоун

Менеджмент группы и звукозаписывающая компания были уверены, что новый альбом, наконец, «положит начало восхождению», и когда Long Live Rock 'N' Roll стал самым неуспешным альбомом группы в Америке, достигнув пика, если можно так сказать, лишь под номером 89 в Billboard Hot 100, настроение Блэкмора стало чернее его рубашки.

Первоначальный план заключался в том, чтобы группа заняла место специальных гостей на концертах Foghat, REO Speedwagon и Элиса Купера, а затем начала бы свои собственные выступления на стадионах США. Но из-за того, что альбом начал спотыкаться еще до начала тура, а синглы почти не крутили на AM-радио, Rainbow были вынуждены перерисовать карту тура и спланировать новый тур - по театрам и концертным залам.

Плохие настроения омрачали шоу. Не прошло и 45 минут после начала выступления в Театре Стэнли в Питтсбурге вместимостью в 2800 человек, как Ричи ушел и отказался возвращаться. Разъяренная публика встала на рога.

На другом концерте кто-то бросил на сцену фейерверк, когда группа вышла на бис и Блэкмор просто ретировался и отказался возвращаться.

Несколько раз Блэкмор играл все шоу спиной к публике. На одном из концертов он вылез из окна гримерки и ушел.

На 17-тысячной Omni Arena в Атланте, когда Rainbow разогревали хэдлайнеров REO Speedwagon, кто-то бросил бутылку, которая попала Дио в лицо. Его отнесли за кулисы, где один из врачей скорой помощи наложил швы на рану, но Rainbow продолжали играть, пока он не вернулся.

«Врачи сказали, что меня надо отвезти в больницу, - вспоминал он позже, - но мне не понравилась идея подвести зрителей». После этого шоу разозленный Ричи вступил в ссору с тур-менеджером REO, а затем Rainbow и их техники разгромили гримерку.

Тур был приостановлен во время выступления Rainbow в Нью-Йорке в зале Palladium вместимостью 3000 человек. То, что должно было стать триумфальным завершением нескольких месяцев гастролей, вместо этого превратилось в очередную катастрофу.

Группа сыграла всего три песни из сета, когда вдруг основные акустические системы затрещали и замолкли. Они были вынуждены покинуть сцену, в то время как техническая команда пыталась разрешить проблему. Но когда, после полутора часов ожидания, системы не удалось вернуть к жизни, Ронни был вынужден выйти и извиниться перед аудиторией. «Мы сделаем это в следующий раз, Нью-Йорк!»

Но следующего раза не будет - в этом составе Rainbow.

«В течение многих лет люди говорили мне, что они были удивлены, когда я ушел из Rainbow», - вспоминал позже Дио. «Я улыбался и говорил, что сам был немного удивлен. Но это было всего лишь для того, чтобы скрыть разочарование, которое я в реальности испытывал. Мне нравилось играть в Rainbow, я чувствовал, что у нас с Ричи есть что-то особенное, как у авторов песен и исполнителей. Но к тому времени, когда я принял решение уйти, я уже чувствовал, что у меня нет выбора».

Блэкмор уже уволил Боба Дэйсли и Дэвида Стоуна через несколько недель после тура. Более чем когда-либо он был убежден в том, что Rainbow нужно кардинально изменить направление, чтобы когда-нибудь завоевать американский рынок, как это сделали такие группы, такие как Boston и Foreigner - искусство ради искусства, старая максима музыкального бизнеса 70-х ушла под напором групп нового поколения - и теперь он был готов пожертвовать единственным участником Rainbow, который раньше казался незаменимым: своим вокалистом и соавтором песен Ронни Джеймсом Дио.

Впервые Дио узнал об этих готовившихся изменениях из неожиданного источника: от бывшего басиста Deep Purple Роджера Гловера, которого Ричи нанял продюсером следующего альбома Rainbow.

Блэкмор и Дио больше не разговаривали друг с другом после того, как Ронни стойко отказался подчиниться требованию Ричи «прекратить писать фэнтези и написать несколько песен о любви», поэтому с ним говорил Гловер, говорил о том, чтобы сделать кавер на песню Кэрол Кинг Will You Love Me Tomorrow, это был большой британский хит группы The Shirelles в 1961 году, и по мнению Блэкмора, он мог бы стать хитом для Rainbow.

По иронии судьбы, Дио уже записывал свою версию этой песни еще во времена группы Ronnie And The Prophets. Тогда это был колоссальный провал, и вокалист не видел причин, по которым это не произошло бы и с Rainbow.

Вокалист и гитарист устроили по этому поводу жуткий скандал. Вскоре после этого был выпущен пресс-релиз, в котором Дио объявил об «уходе» из Rainbow. «Ричи всегда предполагал, что он меня уволил. Но насколько я помню, я ушел», - рассказывал позже Дио.

То, что тогда казалось неудачей, на самом деле сделало дальнейшую карьеру Ронни Джеймса Дио, который всего несколько месяцев спустя сменил Оззи Осборна в Black Sabbath, а после ухода из этой группы создал свой собственный мультиплатиновый проект Dio.

В конце концов, исполнилось и желание Блэкмора, чтобы Rainbow стала более коммерческой группой, когда он пригласил вокалиста Грэма Боннета и они, наконец, записали первый из последующих хит-синглов - кавер на песню Расса Балларда Since You Been Gone.

И хотя Rainbow так и не превратили Will You Love Me Tomorrow в сингл, они исполнили его вживую в 1980 году, когда возглавили первый фестиваль Monsters Of Rock.

В интервью для Newsweek в 2017 году Блэкмора спросили, пригласил бы он Дио в реанимированный в 2016 году Rainbow, если бы тот был жив. Он ответил: «Надоело это говорить, но нет. Я давно закончил с Ронни, и хотя мы общались время от времени, у нас разные пути в музыке».

«Мы иногда встречались, причем в очень веселой атмосфере, но я думаю, что никто из нас не хотел бы снова быть вместе. Он был сильным альфа-самцом, и я тоже. Он хотел пойти одним путем, а я хотел пойти другим».

Подписаться!

Читать также: