Найти в Дзене
Деловая среда

Гайд для тех, кто открывает бизнес: как выбрать название и не пожалеть

Оглавление

Бренд — основа для продвижения бизнеса. Клиенты запоминают компанию или товар в первую очередь по названию. Но важно выбрать такое слово или слова, которые не будут нарушать закон. В этом материале рассмотрим, как найти название для своей компании, которое нельзя будет оспорить с юридической точки зрения.

Подписаться на канал «Деловая среда» , чтобы читать полезные для бизнеса статьи.

Использовать чужое зарегистрированное название без разрешения нельзя: предприниматель рискует потерять деньги и долго судиться за бренд. Показательный случай — спор компании Apple и группы The Beatles за слово Apple. У группы была собственная студия звукозаписи с одноименным названием, и только после многочисленных судов сторонам удалось договориться о правах на торговую марку.

В России тоже достаточно примеров, когда вовремя не зарегистрированное или неудачно выбранное название становится источником проблем.

Примеры, когда название стало источником проблем

🐓 Кейс 1. Птицефабрике с миллиардными оборотами запретили использовать товарный знак «Рощинская». Конкурент зарегистрировал такое же название раньше в качестве фирменного наименования, поэтому птицефабрика теперь должна провести ребрендинг.

🥗 Кейс 2. Ресторатора из Екатеринбурга обязали выплатить 3 млн рублей, потому что название заведения «Хмели-Сунели» принадлежит другому юрлицу. Предпринимателю удалось снизить выплату на 1,5 млн рублей, заключив мировое соглашение. Но ресторатор вынуждена была сменить название заведения. Новое она зарегистрировала сразу же..

🏢 Кейс 3. Торговый центр «Этажи» зарегистрировал одноименный товарный знак. Агентство недвижимости «Этажи» попыталось зарегистрировать похожее название, но руководство ТЦ отказалось выдавать разрешение. В итоге агентство оспорило регистрацию ТЦ в Палате по патентным спорам: компания зарегистрировала фирменное наименование раньше, чем торговый центр получил право на знак.

Зачем нужно регистрировать товарный знак

Название надо зарегистрировать как товарный знак в Роспатенте. Регистрация закрепляет право предпринимателя на название и не позволяет конкурентам использовать похожие слова для продвижения бизнеса.

Товарный знак — слово, слоган, логотип и другие способы индивидуализировать продукты на рынке. Регистрируется через Роспатент. Цель — выделиться среди конкурентов и не допустить, чтобы другие компании применяли аналогичные знаки.

Если случайно в названии использовать чужой товарный знак, это может привести к штрафам и изъятию продукции. Максимальный штраф за использование чужого товарного знака — до 5 млн рублей. Обычно суд назначает выплату в размере 500-700 тысяч рублей, плюс надо учесть расходы на смену вывески, оформления и пр.

Но непредвиденные расходы — это не главный риск. Например, владельцы сети детских садов «Маленькая страна» находятся под уголовным преследованием из-за подозрения в нарушении прав автора одноименной песни — Ильи Резника. Поэтому следует вовремя регистрировать товарный знак.

Как выбрать название с точки зрения закона

Но что еще важнее — надо выбрать такое название, которое будет отвечать требованиям закона. Иначе Роспатент не пропустит его, а предприниматель потеряет время и деньги. Разберем, на какие названия проще получить свидетельство, а какие слова использовать недопустимо.

Названия под запретом

Роспатент проверяет каждое название на соблюдение требований закона . Есть запрещенные типы знаков, зарегистрировать которые невозможно. Надо избегать слов, которые нарушают морально-нравственные нормы, противоречат общественным интересам или содержат имена известных личностей или персонажей.

Например, названия, намекающие на то, что компания имеет прямое отношение к государству, могут признать противоречащими общественным интересам. Слова «российский», «государственный», все наименования государственных структур использовать запрещено. Например, «РосРыбТрест», «ГосПоставки» или «Закон России» не пройдут проверку. Государственные символы также попадают под запрет.

С провокационными названиями надо быть осторожными. Нецензурная лексика, оскорбление чувств верующих или социальных групп, слова с противоречивым значением недопустимы. Так, сети пиццерий «Мафия» пришлось сменить название из-за жалобы «Совета женщин Ижевска». Даже гастробар «Бесы» из Екатеринбурга столкнулся с осуждением общества: о конфликте с казаками писали СМИ.

Имена и образы известных людей использовать также запрещено. Хотя этот запрет некоторые бренды обходят. Известный пример — алкогольные напитки под торговой маркой «Путинка». Популярные персоны могут подать в суд, но придется доказать, что использовалось именно их имя.

С персонажами книг, кино и игр такая же ситуация: без разрешения автора использовать их для продвижения продукции нельзя. Например, суд по интеллектуальным правам запретил регистрировать знак «Почтальон Печкин» без согласия правообладателя — киностудии «Союзмультфильм».

Даже если Роспатент зарегистрирует знак, автор может подать в суд и взыскать компенсацию за нарушение прав. Так поступил правообладатель образа «Фрекен Бок»: отсудил у компании «Седьмой континент» , подающей губки для мытья посуды, 500 тыс. руб.

Указательные и описательные названия

Общеупотребительные слова зарегистрировать как товарный знак нельзя. Хотя никто не запрещает кафе назвать просто «Кафе», но такое название вряд ли привлечет внимание клиентов... Читать дальше>>>

Читайте также: