Найти тему
Geek from Vgik

Почему «Годзилла» (1954) — это национальная психотерапия?

Года два назад, перед свиданием с одной студенткой-японисткой, я задумался — а что мне вообще известно про Японию?

Первой на ум пришел «Годзилла» — фильм из программы ВГИКа по истории кино.

«Годзилла» (1954, реж. Исиро Хонда)
«Годзилла» (1954, реж. Исиро Хонда)

Вспомнив сюжет, я заметил, что «Годзилла» — ни фига не шуточки, а великая история про исцеление национальной травмы. Перескажу фабулу, чтобы показать суть на пальцах.

Когда-то давно в Японии благоухал языческий культ Годзиллы, с кровавыми ритуалами и всем, что полагается. Но затем Годзилла уснул на дне моря — и культ рассосался сам собой. Прошло много веков, пока Годзиллу не разбудили ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Тогда-то наш друг вылез на свет и начал жрать японцев.

Вот он, красавец.
Вот он, красавец.

Обычное оружие его не берет, но выход есть — гениальный ученый как раз придумал новую супер-бомбу, которая мощнее ядерной. Одна беда — молодой гений не хочет отдавать бомбу военным, ведь они тупые и наверняка развяжут Третью мировую.

Итак, перед героем два стула: либо наблюдать, как Годзилла жрет родную Японию, либо отдать супер-оружие военным и потенциально сгореть в Третьей мировой.

Все варианты так себе, поэтому ученый поступает по-своему. Он берет бомбу и ныряет вместе с ней к логову Годзиллы: чтобы уничтожить и монстра, и бомбу, и самого себя.

Вот такое кино. А теперь — расшифруем. 

Герои и его подруга смотрят в будущее с явным пессимизмом.
Герои и его подруга смотрят в будущее с явным пессимизмом.

После унизительного поражения во Второй мировой, в глубинах японской души проснулось нечто древнее и злобное. Эта хтоническая энергия, не найдя выхода (страна-то оккупирована), начала буквально пожирать нацию изнутри.

И вариантов тут немного: либо дракон тебя сожрет, либо ты силой задавишь его — и станешь преемником дракона (военные с супер-оружием в руках). Но фильм предлагает третий вариант — самопожертвование ради мира. 

Ученый в финале выступает, как камикадзе (кстати, они появились во время Второй мировой). Но если камикадзе направляли удар на внешнего врага, то здесь, фигурально выражаясь, камикадзе атакует свою ярость ко врагу-победителю. И, жертвуя собой, обрывает бесконечную цепь насилия. 

Если грубо, мысль такая. Чтобы справиться с национальной травмой, нужно пожертвовать яростью и наступить на горло собственной имперской песне. Кому это делать? Интеллигентам/интеллектуалам. Они сильны, умны и развиты, потому и ответственность на них. 

Кстати, японский император Хирохито так и поступил. После оккупации Японии он отказался от претензий на божественность и утратил реальную власть, а пост императора превратился в церемониальный.

Кажется, Япония выучила урок — теперь дела у страны идут мирно и прекрасно. А мы с той японисткой выпили кофе и больше никогда не виделись. Но благодаря ей, я понял о кинематографе чуть больше — спасибо ей за это. А вам — спасибо за внимание :)