Найти в Дзене
Сказочные искорки

Сказ о старой мельнице и Ванятке

Подушечка и Ванятка Лежит в одном доме, на старом диване, маленькая подушечка-думочка. Сшила её когда бабушка Степанида Ивановна да и подарила своему деду Петру Прокопьичу. Очень любит дед на этой подушечке днём подремать. Натрудится в поле по утру, потом домой придёт, поест, да и отдохнуть ляжет на диванчик, под голову подушечку-думочку положит. Хорошо. Так и живут. Дед в поле работает да по мужскому делу, а баба в доме да на хозяйстве. Не старые они ещё. Так случилось, что детушек им господь не дал, так и живут они вдвоём. Всё как всегда, хозяйство отлажено, дела налажены. Только тоскливо без детушек. Сначала они очень переживали, а потом смирились, так тому и быть. Время шло, старики крепкие, сильные, добрые живут-поживают и горя-радости не знают. Однажды Петр Прокопьич дремал как обычно, Степанида Ивановна ватрушки испекла.  Вдруг как подскочит дед на диване.  "Уф, - говорит, - ну и сон приснился мне. Дай-ка мне Стеша, ватрушек, да молока. Пойду я, проверю". Степанида Ивановн

Подушечка и Ванятка

Лежит в одном доме, на старом диване, маленькая подушечка-думочка. Сшила её когда бабушка Степанида Ивановна да и подарила своему деду Петру Прокопьичу. Очень любит дед на этой подушечке днём подремать. Натрудится в поле по утру, потом домой придёт, поест, да и отдохнуть ляжет на диванчик, под голову подушечку-думочку положит. Хорошо.

Так и живут.

Дед в поле работает да по мужскому делу, а баба в доме да на хозяйстве. Не старые они ещё. Так случилось, что детушек им господь не дал, так и живут они вдвоём.

Всё как всегда, хозяйство отлажено, дела налажены. Только тоскливо без детушек. Сначала они очень переживали, а потом смирились, так тому и быть.

Время шло, старики крепкие, сильные, добрые живут-поживают и горя-радости не знают.

Однажды Петр Прокопьич дремал как обычно, Степанида Ивановна ватрушки испекла. 

Вдруг как подскочит дед на диване. 

"Уф, - говорит, - ну и сон приснился мне. Дай-ка мне Стеша, ватрушек, да молока. Пойду я, проверю".

Степанида Ивановна собрала что муж велел в сумку холщовую. Дед котомку-то через плечо надел, лапти повязал, да и пошёл. Жене сказал только: "К старой мельнице надо. Жди".

Ну что ж делать? Сидит Степанида ждёт, ватрушки остывают, солнце к земле клонится.

Пришёл дед, да не один, а мальчонку привел, большенького уже, подросточка, лет одиннадцати.

- Вот, - говорит, - Ванятка, это бабушка Степанида, а меня ты уже знаешь, я дед Петр. Поживи пока у нас, а потом решишь, что делать будешь.

Степанида улыбнулась и говорит: "Ну вот что, заждалась я вас, идите умывайтесь да за стол садитесь, трапезничать будем".

Поставила на стол Степанида кашу гречневую, молоко, ватрушки. Поели. Ванятка поблагодарил, пошёл, лёг на диванчик и заснул, на той самой подушечке-думочке. Укрыл дед одеялом мальчонку, пришёл к Степаниде и рассказывает...

Заснул я давеча, и приснился мне сон, что у старой мельницы, мальчонка хочет реку перейти. 

А там ведь течение сильное, снесёт его, погибнет. Вот я и пошёл скорее.

Подхожу к мельнице и правда, стоит мальчонка на берегу и палкой дно проверяет, не иначе в брод идти хочет.

Крикнул я ему, чтоб не лез. 

Остался он на берегу, подошёл я, познакомились.

Ванятка мне и рассказал, что мамка с папкой ушли в другую деревню, на мельницу, в работники наняться хотели, его одного на хозяйстве оставили. Только беда пришла, пожар в доме случился. Дом сгорел, Ванятка один остался. Хотели соседи его у себя оставить, пока родители не вернутся да он по другому решил: "Идти мамку с папкой искать". Так вот и идёт...

Охнула Степанида, головой покачала. И говорит: "Как же это? Мамку с папкой найти надо. Только вот как?".

- Я думаю, есть в соседней деревне, что у леса тёмного, мельница. Вроде мельник там работников нанимал. Может они там?

- Ой, туда ж три дня пути. Как Ванятку одного отпустить.

- А мы и не отпустим, я с ним пойду. Может родителям его помощь нужна. Худая слава про ту мельницу ходит. Говорят, кто туда попадает назад уж не возвращается... 

- И то верно, одного отпускать нельзя. Завтра напеку вам в дорогу хлеб, соберу, а послезавтра идите с богом. А ты баньку завтра протопи да и помойтесь.

Так поговорили старики и спать пошли. Чтобы завтра к дороге подготовиться, да идти Ваняткиных родителей искать, а может и из беды вызволять.

27.05.20

Продолжение

© Copyright: Елена Курышева, 2021