В 1929 году шведский художник Оскар Бьорк писал директору музея Карлу Мадсену: «Я искренне восхищаюсь Анной Анчер, как человеком, так и художником. Она подобна солнечной вспышке, в ее картинах есть то, чем больше никто из нас не обладает: тихая преданность делу и палитра, сочная, как спелые фрукты».
Анна Анчер (1859–1935), в девичестве Анна Кирстин Брёндум, родилась в Скагене, где ее родители, Ане и Эрик Брёндумы, владели гостиницей. Этот самый отдаленный из всех уголков Дании не был связан с железнодорожной сетью до 1890 года, но всегда был популярен благодаря своей захватывающей дух живописной красоте. На художественное восприятие и Анны в значительной степени повлияла естественная прелесть окрестностей, она начала проявлять свой замечательный талант с самого раннего возраста.
С юных лет Анна принимала участие в обсуждениях и творчестве молодых художников и писателей, приезжавших в Скаген и останавливающихся в гостинице ее родителей. Прибрежный город привлекал их тем, что в нем можно было найти дешевых моделей и относительно дешевое жилье.
Интерес Анны к живописи поощряли несколько художников, одним из которых был ее будущий муж Майкл Анчер.
Несколько лет подряд юная Анна ездила зимой в Копенгаген, где в частном порядке посещала женскую школу рисования и живописи Вильгельма Кина. Лишь в 1908 году женщины получили доступ к Датской королевской академии изящных искусств наравне с мужчинами. Позже, в 1889 году, она продолжила учебу в Париже, разыскав одного из самых знаменитых художников того времени, Пюви де Шаванна, который руководил популярной художественной мастерской.
В 1880 году Анна вышла замуж за художника Майкла Анчера, пара продолжала жить в Скагене, где они стали одними из первых в группе художников, посвятивших себя изображению красоты прекрасного рыбацкого городка на берегу моря. Сейчас они известны как Скагенские художники.
Несмотря на традиции и условности датского общества, Анна не позволила социальным ограничениям вмешаться в ее творческую карьеру. Но и поддержка семьи имела решающее значение для ее успеха. Майкл и Анна жили и работали при взаимном уважении. Только выйдя замуж за Майкла, Анна обзавелась собственной студией. Анна Анчер продолжала рисовать даже после рождения дочери Хельги, что было необычным для того времени.
Анну интересовали повседневная жизнь и дела жителей Скагена, эти люди стали героями многих ее картин, которые отличаются простотой и вниманием к деталям.
Анна Анчер известна изображениями жизни женщин Скагена. Она сопереживала эмоциям и чувствам своих героинь, и, таким образом, придавала каждому портрету и изображению уникальный, особенный стиль. В то время как большинство художников сосредотачивались на естественной красоте природы или жизни рыбаков, картины Анны в основном изображали женщину, выполняющую рутинную работу по дому, вязание или чтение.
«Современный прорыв», скандинавское движение в искусстве, отвергало идеализацию и вместо этого стремилось показать реальность. Анна Анчер, ставшая его частью, стремилась уловить мимолетные эффекты света на своих полотнах, демонстрируя влияние работ импрессионистов, которые она видела во время поездок в Париж в 1885 и 1888 годах. Однако ее работы не поддаются простой классификации, а показывают близость к искусству прошлого, а также к различным современным ей художественным движениям.
Ее воображение было захвачено игрой цветов и оттенков при естественном освещении, она нашла собственный, уникальный и неповторимый стиль, который отличал ее от других художников.
Особый дар Анны Анчер заключается в изображении лучей солнечного света, в том, как она улавливает скрытый смысл повседневных ситуаций, как фактически «втягивает» своих зрителей в картины. Кажется, будто сцена происходит прямо перед ними.
Северный свет врывается в окно, отодвигает все в сторону, словно требуя, чтобы его о присутствии стало известно. Мы почти не замечаем девочку с золотыми волосами, сидящую в переднике на краю стула. Даже мебель расположена так, чтобы смотреть в лицо свету, струящемуся через окно. Свет здесь и является сюжетом. Он особенный, летний, когда солнце не заходит .
В мужском художественном кругу Дании Анна Анчер стала первой художницей, добившейся признания и одобрения критиков. Ее работы были отмечены многочисленными наградами, а В 1916 году она помогла основать Ассоциацию женщин-художников в Дании.
«Если вы попросите датчан назвать женщину-художницу, они скажут Анна Анчер»
Источник изображений: https://www.meisterdrucke.ru
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.