Быть может, все дело в Ван Гоге, который не дожил до успеха, хотя и не был настолько аутсайдером, каким его потом нарисовали в душещипательной биографии? ⠀
Или в нашем Саврасове, который, увы, не смог побороть алкоголизм и под конец жизни сильно нуждался? ⠀
Если бы Микеланджело или Рубенс услышали фразу «талантливый художник должен быть бедным», они бы сильно удивились. Потому что художниками становились не только по зову сердца и велению таланта. Стать художником значило начать серьезный бизнес, а для этого нужно еще много важных навыков: от умения делегировать до финансового планирования. ⠀
Чтобы стать востребованным в эпоху Возрождения, нужно было подростком попасть в боттегу — большую мастерскую известного мастера. Там долгие годы упражняться, пока тебе не доверят написать часть картины. Не все ученики вырастали в звезд, как Леонардо да Винчи. Кто-то спокойно находился на вторых ролях, работая на чужой бренд, но при этом получая сносные гонорары. ⠀
Без такой мастерской художник не смог бы работать над большими заказами и вести несколько проектов параллельно. Тот же Рубенс был кем-то вроде главы художественной корпорации. На одном таланте такое дело не построишь. ⠀
Но к 19 веку ситуация сильно изменилась. Во второй половине столетия порог входа в профессию вообще был настолько низок, что любой мог стать художником прямо на середине своей жизни, если почувствовал в себе способности. Судите сами: в 15 веке художники отчитывались перед заказчиком за каждый грамм краски, а импрессионисты могли пойти в магазин и купить каких угодно красок. И что угодно рисовать, не на заказ, а просто так, по велению своего художественного дара. ⠀
Чтобы стать художником во времена Ван Гога, достаточно было объявить, что ты — художник. Чтобы стать художником во времена Рубенса, надо было наладить целый бизнес, просчитав все до мелочей, или влиться в чужой. ⠀
Так что дело вовсе не в таланте 🤔