Найти тему
Мел

Как молодому учителю реагировать на предвзятое отношение коллег?

Эйджизм - новое слово для старого явления. Оно встречается в школьных коллективах, где более опытные педагоги могут некорректно вести себя с молодыми учителями и поучать их, будто нерадивых школьников. Что делать в такой ситуации новичку в школе? Отвечает психолог Екатерина Судакова .

Иллюстрация: Shutterstock (Piyapong89)
Иллюстрация: Shutterstock (Piyapong89)

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Вопрос. Как молодому учителю реагировать на грубое предвзятое отношение более опытных коллег? Я подразумеваю моменты, когда молодой специалист иногда допускает методические, "предметные" ошибки во время уроков, а коллеги с опытом не помогают, не советуют, а лишь критикуют за спиной, ссылаются на возраст учителя и его полную (!!!) некомпетентность в вопросах педагогики.

Ответ. В первую очередь хочу сказать, что подобное отношение коллег не связано с реальной компетентностью молодого педагога. Здесь можно провести параллель со школьной травлей - травят, потому что могут, потому что сильнее, потому что получают от этого удовольствие. Дело не в жертве. Так и в коллективе взрослых грубая критика и предвзятость - это серьёзная проблема. С таким отношением к молодым педагогам должна разбираться администрация школы. Поэтому первая рекомендация - помнить, что дело не в вас.

Второе, что можно порекомендовать, - объединяться с коллегами, которые не приветствуют подобное обращение. В одиночку с дискриминацией (а это именно дискриминация по возрасту) бороться трудно. Но если вы можете получить поддержку коллег в вашей школе или какой-то другой, это придаст вам сил.

Третье - всегда переводите разговор на конкретные ошибки, не соглашайтесь с общими фразами типа «вы всегда...» или «плохо абсолютно все...», настаивайте на конкретике, отказывайтесь принимать обобщения или отсутствие объяснений, игнорируйте шпильки и намеки на вашу некомпетентность, уточняйте факты.

Если вам хамят прямо - спросите, что происходит и с чем связано подобное обращение. Это может быть сложно (особенно без поддержки), но попробовать стоит.

Помните: вы имеете право на ошибку, она не делает вас плохим педагогом. Сформулируйте реалистичные критерии оценки своей работы, чтобы мнение недружелюбного коллектива не становилось вашим.

И последнее - подумайте, каким учителем вы бы хотели быть, какие ценности вы реализуете в вашей работе? Что вы можете делать каждый день, чтобы становиться ближе к своим ценностям? Пусть это, а не грубая критика, будет главным в вашем фокусе.