При отборе типа карликового дерева руководствуются тем , какой результат желают получить , сосна бонсайпоэтому выбор его очень субъективен . Однако здесь имеются определенные , но весьма разнообразные ограничения , которые любитель - садовод должен принять во внимание . Некоторые породы деревьев пригодны почти для любого типа выращивания , другие по внешнему виду и биологическим особенностям используются лишь для узкого ряда . Часть же из них совсем не подходит для карликовой культуры , хотя специалист может заинтересоваться экспериментированием даже с ними .
Вообще говоря , деревья , имеющие в природе высокие , прямые стволы и высоко поднятые кроны , больше подходят для группового размещения . Цветущие и фруктовые деревья наиболее эффектны в одиночном расположении , достаточно только формированием поддерживать их естественный облик . Деревья с очень крупной и редкой листвой или непропорционально крупными цветками , такие , как магнолия , так же лучше оставлять одиночно растущими ; попытка использовать их для воспитания карлика может окончиться неудачей , но даже в случае удачи период цветения как наиболее эффектный так быстро проходит , что результат не возмещает затраченного труда , поэтому в конце приходит разочарование .
Наиболее легко поддается формированию карликов бонсай сосна , на втором месте – клен . Чтобы подробно все обдумать и сделать правильный выбор дерева для карликового выращивания в соответствии с задуманным , можно воспользоваться шеститиповой классификацией .
Одиночное дерево бонсай прямое или наклоненное . Этот простейший тип подходит почти фото бонсайдля любого дерева за исключением таких , которые имеют сравнительно высокий ствол по отношению к длине или густоте веток , разрастающихся в строгом соответствии с пропорциями ствола и кроны . Самые популярные породы – сосна , клен , ель и можжевельник . Однако , поскольку первые две из них в высшей степени легко поддаются импровизированному выращиванию , как правило , их оставляют для одной из других категорий классификации .
Цветущие и фруктовые деревья хорошо смотрятся в одиночном произрастании . Наиболее популярны у японцев слива и вишня , вслед за ними можно отметить персик ; пользуются вниманием также апельсин ( Citrus sinensis ), особенно крошечный кумкват ( Fortunella margarita )
У нас , в России , вполне можно использовать яблони для карликового выращивания и даже шелковицу , которая со своим грубым стволом и раскидистыми ветвями должна быть весьма эффектной . Возможно , причиной , из - за чего японцы не используют шелковицу в карликовом выращивании , является то , что для них она служит « рабочей породой » с одним характерным назначением – быть источником пищи для шелковичного червя .
Не следует также придерживаться термина « прямой », который в какой - то мере означает недостаток интереса к форме ствола . Он может быть причудливо сучковатым , искривленным по вертикали , бугристым и шероховатым , служа примером прочности и стойкости в противоборстве со штормами и ударами стихии на протяжении десятилетий .
Плодовые деревья , в особенности те , у которых ветви могут принимать в результате воспитания плакучую форму ( примером могут служить слива и вишня ), подходят для выращивания одиночного наклоненного дерева . Заметим , однако , что существует различие между « наклоненным деревом » 1 - й категории и « свисающим со скалы » 5 - й категории .
Два дерева бонсай , как бы растущие от одного ствола .
В этом случае выбор дерева так же широк . Но японцы все же предпочитают сосну , клен , вишню или сливу . Могут быть использованы вяз и даже дуб . Один из лучших путей для выбора объекта – наблюдение естественно разветвленных стволов в природе .
Несколько деревьев бонсай в группе , имитирующей лесную поляну или лес . Если бонсай леспредполагается выращивание пяти или более деревьев в одном небольшом контейнере , то не следует выбирать породу с широкой кроной и раскидистыми ветвями . Кстати , причиной для выбора пяти деревьев является то , что японцы никогда не соединяют четыре предмета в одной аранжировке ; слово « четыре » созвучно слову « смерть », поэтому это число считается неудачным ; поскольку три дерева практически не могут изобразить лесную поляну , то минимальным числом должно быть пять .
Цветущие деревья не следует соединять , так как это препятствует полному проявлению их красоты . Наиболее популярное дерево для такого выращивания у японцев – вяз . Однако и лесная береза , растущая на мшистых равнинах , может быть необычно изысканной . Для экспериментирования можно взять также тополь и даже дуб , хотя последний представляется до некоторой степени массивным .
Вопрос о размерах и стиле контейнера для показа карликовых деревьев разбирается специально ; здесь об этом сказано для получения более полной общей характеристики объекта .
Японец любит эксцентрическое размещение , и его карликовое дерево может размещаться как в центре , так и ближе к какой - нибудь стороне контейнера . Это особенно верно в отношении аранжировки , изображающий лес . Ряд или группу деревьев всегда смещают одним концом к дальней стороне мелкой , удлиненной тарелки , а ближнюю сторону и противоположный конец покрывают мхом или песком , так что взор как бы переносится от края через равнину к деревьям вдали .
Невероятно , что это может проявляться в таких небольших пределах , но ощущение пространства такое , будто за лугом или равниной в перспективе , где - то на горизонте стена деревьев . Тому , кто путешествовал по прериям Западного Канзаса , знакомо это предвкушение отдыха и восстановления сил , которые сулит группа деревьев вдали .