Найти тему
Финансовая газета

Придется ли в России вслед за сахаром и маслом фиксировать цены на колбасу и сосиски?

Еще в декабре прошлого года президент Владимир Путин выражал озабоченность ростом цен на продукты питания. Казалось бы, главу государства должны были услышать производители из числа тех, «где это не связано с объективными обстоятельствами», и не допускать удорожания. Однако этого не произошло.

Как стало известно «Коммерсант’у» , мясопереработчики стали направлять в торговые сети письма, в которых просят ритейлеров на 10-15% повысить закупочные цены на готовую продукцию – на колбасы и сосиски. В качестве аргумента, производители ссылаются на подорожание сырья – свинины и мяса курицы.

Как пояснили изданию в одной из крупных компаний, чье название газета не раскрывает, если в феврале прошлого года один килограмм тушки бройлера первой категории стоил 87–92 рубля, то сегодня –134–138 рублей. Подорожала, якобы, и свинина на кости – если год назад она стоила 119 рублей за килограмм, то сейчас – так же до 138 рублей.

Правда, Минсельхоз эти слова опровергает. Как сообщили в пресс-службе ведомства, интенсивное развитие мясной отрасли в нашей стране способствует сохранению стабильного уровня цен.

Как уточнили в министерстве , по состоянию на 10 февраля цены на свинину составляли 151,8 рубля за килограмм, что вполне сопоставимо с уровнем 2019 и 2018 годов, когда они равнялись 147,8 и 149,6 рубля соответственно. То же самое наблюдается и на рынке куриного мяса: сейчас его стоимость составляет 113,8 рубля за килограмм, что даже ниже, чем в феврале 2019-го, когда за килограмм курятины птицеводы просили 114,9 рубля.

Между тем, как отмечает главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, в данном споре, как ни парадоксально, правы обе стороны, только каждая из них сравнивает динамику с той базой, которая отвечает ее интересам.

«Производители говорят, что цены поднялись примерно на десять процентов. И это правда, если рассматривать их по отношению к началу 2021 года. Но министерство утверждает, что цены снизились. И это тоже верно, но по сравнению с началом 2020 года, когда из-за перепроизводства свинины ее стоимость в опте сократилась, и в целом по прошлому году, по оценке Национального союза свиноводов (НСС) такое уменьшение составляет два-три процента. Правда, перепроизводства уже давно нет, а в декабре прошлого года, по данным НСС, из-за болезни АЧС уничтожено до 500 тысяч свиней», говорит он, подчеркивая, что всплеск общей инфляции и курса валют к рублю делают дороже само производство.

Справка «Фингазеты»

В конце прошлого года рост цен на продукты питания прокомментировала председатель Банка России Эльвира Набиуллина: «Ускорение роста цен вызвано группой факторов. Среди них  – ситуация на отдельных продовольственных рынках: волатильность ценовой динамики здесь, прежде всего, связана с ростом мировых продовольственных цен и ослаблением рубля. Динамика валютного курса также отражается на ценах непродовольственных товаров»,  цитировало главу регулятора агентство «Интерфакс» .

По ее словам, весной производители и продавцы могли откладывать перенос ослабления рубля в цены, учитывая сдержанный спрос, а также наличие товарных запасов, которые были сформированы ранее еще по старым закупочным ценам.

Вместе с тем, свою озабоченность уже выразили в Кремле. Так, в конце прошлой недели пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже назвал ситуацию «напряженной».

Действительно, подорожание продуктов в бо́льшей степени влияет на общую инфляцию в стране. Так, по данным Росстата, если по итогам прошлого года потребительские цены увеличились в целом на 4,91%, то ценники на продовольствие выросли в годовом выражении сразу на 6,69%.

Таким образом, если производителям колбас и сосисок удастся пролобировать повышение цен на свою продукцию, это может не только повлиять на отток денег из карманов россиян, но и на скачок инфляции. А это, в свою очередь, тормознет процесс восстановления инфляции после коронакризиса.

Правда, чтобы подобный сценарий не сработал, свое слово может сказать правительство, которое 30 декабря 2020 года обрело право устанавливать предельные розничные цены на товары первой необходимости, в случае их удорожания на десять процентов. Тем более, что опыт ручного управления у кабмина уже есть: так, в 2018-2019 годах замораживались цены на бензин, а в декабре прошлого года – на сахар и растительное масло.

Так что же – ждать, когда список с фиксированными ценами пополнится колбасой и сосисками?

Впрочем, Марк Гойхман сомневается, что ситуация с мясопереработчиками дойдет до крайностей.

«Поскольку свинина и курятина не показывают явного подорожания, вряд ли цены на них будут фиксироваться. Регуляторы сделают все возможное, чтобы не допустить всплеска цен на них», – полагает он.

Как отмечает эксперт, за месяц с декабря 2020-го по январь 2021-го мясо и птица подорожали на всего на 0,8%. Помимо этого, он убежден, что и сами ритейлеры станут препятствовать существенному увеличению закупочных цен.

«Ограниченные доходы людей не позволят делать адекватные такому повышению “накрутки” в торговле. Кроме того,  данный рынок очень конкурентный и, в отличие от зернового и масличного, менее связан с экспортом. Учитывая эти и иные обстоятельства, вероятно изменение цен на свинину и курятину в соответствии с общей инфляцией в продовольственном  секторе будет не более 5-6% в год», – прогнозирует эксперт.

Когда статья была готова к публикации

Как заявила член комитета Госдумы по аграрным вопросам Наталья Боева, в данный момент из-за экономического кризиса доходы населения упали, поэтому повышать стоимость колбасы и сосисок было бы неправильно.

Вместе с тем, в интервью «Дума ТВ»  депутат допустила, что поскольку «сейчас растет стоимость практически на все товары, мясопереработчики действительно могут повысить цены».