"Театр в городе, город в театре, и все это школа"

О том, как задумывался и создавался уникальный архитектурный комплекс Академии танца и Детского театра рассказывает Никита Явейн, главный архитектор проекта, руководитель Архитектурного бюро «Студия 44».

Никита Явейн - Лауреат Государственных премии РФ, Заслуженный архитектор России, Член Союза архитекторов России, Член Градостроительного совета Санкт-Петербурга.

«Архитектурной мастерской «Студия 44» довелось спроектировать все три составные части комплекса Академии танца Бориса Эйфмана: сначала учебные корпуса с общежитием, затем реставрация и приспособление исторического особняка Добберт под музейное пространство, и, наконец, школьное здание с Детским театром танца.

Архитектура Академии – более современная и раскованная, а Детского театра – более традиционная, ориентированная на классические образцы. Таково было пожелание Бориса Яковлевича Эйфмана.

Пожалуй, ключевым аспектом проектирования первой очереди комплекса стала для нас работа со светом. Можно даже сказать, что именно светом и вылеплен этот сложный конгломерат из 15 репетиционных залов, сгруппированных вокруг узкой центральной «расщелины» — многоуровневой системы рекреаций, заполняющей атриум.

Танцевальные залы с прозрачными стенами снаружи и стенами матового стекла внутри – что-то вроде светоносных шлюзов между внешним миром и узкой, глубокой сердцевиной связанных по вертикали рекреаций здания. На этой стыковке состояний строится внутренняя жизнь здания. При взгляде из рекреаций матовые стекла дают эффект театра теней. А когда в залах зажигают свет, тени и силуэты танцующих проступают еще четче.

Когда мы впервые оказались на площадке, отведенной под строительство Детского театра танца, в бывшем школьном дворе, перед мысленным взором промелькнула картина крошечной итальянской пьяцетты: летний вечер, полуприкрытые ставни, мягкий свет фонарей, каменные ступени лестницы, на мостовой играют дети...

Эпитет «многофункциональное» на все сто процентов применим к этому пространству.
Школьный двор остался школьным двором, только стал крытым атриумом — главной рекреацией, куда выходят окна школьных коридоров и холлов. В дни спектаклей он превращается в фойе театра, впускает публику и становится маленькой городской площадью. В коридорах и холлах первых двух этажей разворачиваются театральные буфеты. Эта метаморфоза происходит легко, такой уж характер у этой рекреации-фойе — не помпезный, но открытый, живой и праздничный.

Проектируя зрительный зал Детского театра танца, мы восприняли слово «учебный» буквально, и получилось некое «пособие по театральной архитектуре». Здесь, по образу и подобию классического театра лож, есть партер, бельэтаж, ложи первого и второго ярусов. Сцена у этого детского театра практически как у «взрослого» театра. А вот зрительный зал — небольшой, на 500 мест.

Вторая очередь Академии танца Бориса Эйфмана выстроена вокруг здания театра, а «крутится» ее пространство вокруг архитектурной сценографии городка-атриума. Получается матрешка: театр в городе, город в театре, и все это школа. Очень эффективный вариант использования пространства».

Первая очередь комплекса Академии танца Бориса Эйфмана получила очень высокую оценку за рубежом. Жюри Международного архитектурного фестиваля (WAF) назвало эту постройку лучшей в мире школой 2015 года. А на фестиваль «Зодчество – 2020» комплекс зданий Академии и Театра получил две награды: диплом МААМ и диплом фестиваля.

Хотели бы Вы здесь учиться ?