Найти тему

История несостоявшейся эмигрантки или почему можно выкинуть учебник английского

Оглавление

Вот выучу язык, найду работу за границей, буду получать большую зарплату, да еще в валюте. Так мечтала я, уезжая получать второе высшее образование в Латвии. Как жестоко я ошибалась.

Почему я решила уехать

Жарким июльским днем, за полгода до моего сорокалетия, пропалывала свои любимые ирисы, когда вдруг меня обуял страх просидеть на этой грядке всю оставшуюся половину жизни. К этому времени я сумела воплотить в жизнь все свои самые смелые мечты – о доме, о полноценной семье, высшем образовании и солидной работе.

Перед отъездом
Перед отъездом

Вот оно, счастье! А что дальше?

«А дальше – только вперед, только вверх, не стоять на месте!» - решила я, после недолгих размышлений.

Получу второе высшее, выучу языки, найду работу за границей, новые цели, новые достижения. Я чувствовала себя Илоном Маском с его мечтами о полете на Марс. Безумно страшно, дорого, долго, но очень хочется. Взяла с собой младших детей и – полетела учиться на переводчика.

Первые три года - полет нормальный

В Латвии я и правда чувствовала себя как на другой планете. Но мне там нравилось все! Нравилось бродить по извилистым улочкам Старой Риги, где так легко заблудиться и внезапно очутиться в любимом скверике. Нравилось, как нас приняли люди. Латыши – сдержанные, довольно замкнутые, но доброжелательные люди, что бы там не нагнетали политики.

Рига. Берег Даугавы
Рига. Берег Даугавы

Я была в восторге от чудесных велосипедных дорожек, по которым можно проехать всю Ригу с севера на юг и доехать до рижского взморья. Гулять по бескрайнему берегу моря. Пить замечательный кофе.

Нравилось мне и учиться, хотя было безумно сложно. К концу полуторачасовой лекции на английском языке мой мозг начинал жалобно шипеть и тихонечко дымиться. А лекций было две или три… Иногда хотелось плакать оттого, как много надо запомнить. Но я была твердо уверена, что количество непременно рано или поздно перейдет в качество. И я исполню мечту детства – овладею в совершенстве английским языком. У меня была такая книжечка в детстве «Как стать полиглотом». Я ее обожала. Потому что она говорила, что это легко. Надо только каждый день и понемногу…

Я занималась каждый день и помногу. В классе грамматика, вечером слушала и говорила. Потом добавился немецкий. Еще латышский, как обязательная программа. Отдыхала на лекциях на русском языке. Нам читали логику и философию. И русский язык, и культурологию. Вечерами слушала аудиокниги и лекции по литературе, истории, психологии. Мой мир обогатился, стал новым, объемным, многомерным.

А потом до меня дошло, что...

1. Переводчик – это уже не профессия. В 2015 году мы, конечно, пользовались иногда гугл-переводчиком, но не уставали смеяться над корявыми бессмысленными фразами машинного перевода. Так получилось, что мы учились параллельно. Робот оказался способнее. Сейчас его переводы почти не отличаются от переводов человека. НО! Он делает их гораздо быстрее и, главное, бесплатно! И письменные переводы, и устный, синхронный перевод уже для него не проблема.

«Будущее без работы» издательства Individuum стало первой в России книгой, созданной с помощью искусственного интеллекта. «Яндекс.Переводчик», использующий нейросети, за 40 секунд перевёл все 352 страницы английского текста.
https://www.popmech.ru/popmem/interesting/news-649033-v-rossii-vpervye-izdana-kniga-perevedyonnaya-neyrosetyu-ona-zhe-narisovala-oblozhku/

Знание языков – это теперь только хобби. Посмотреть фильмы в оригинале, полистать Шекспира на досуге.

2. Эмиграция – это всегда понижение статуса . Если в своей стране вы бухгалтер, готовьтесь к работе кассира в супермаркете. Педагогическое образование – это репетитор или гувернер. Медицинский диплом? Сиделка, помощница. Директор фирмы? – водитель.

Исключений два:

  1. Вы уехали студентом и получили диплом местного вуза. Или потратили много сил, времени и денег на подтверждение своего. Но все равно, сила социальных связей работает везде и придется их нарабатывать. А это проще делать в средней школе.
  2. Вы гений в своей профессии и едете по приглашению крупной компании сразу на контракт. Тогда поздравляю, конечно! Респект.

Смерть мечты и осознание себя

Я вдруг поняла, что не хочу постоянно говорить, а тем более думать, на чужом языке. Фразы и мысли приходится жестоко кромсать до жалкого обрубка самой сути. От акцента полностью не избавиться (никому и никогда, я узнавала). А с ним я (в своих глазах) превращаюсь в Ровшана с Джумшутом. Мне, выросшей в нашей логоценрической культуре, это невыносимо.

Начинать карьеру с нуля в 45 лет, кому-то что-то доказывая, уже совсем не хотелось. Хотелось говорить о литературе, о том, что я увидела и узнала. Я безумно соскучилась по любимому Питеру. По своим друзьям, с которыми не виделась пять лет.

Из стихотворения «Письмо к женщине » (1924 ) С. А. Есенина:
Лицом к лицу
Лица не увидать .
Большое видится на расстояньи .

Мне стыдно писать такие банальные вещи. Но это правда. В поисках себя и своего пути, я перебирала, что в жизни мне дорого. И это оказались те моменты, когда я была счастлива – рождение детей, новоселье, праздники. И каждый раз рядом были близкие и друзья. Это и называется «своя стая», которая необходима человеку для счастья.

Дочь в Артеке.
Дочь в Артеке.

Если нет людей, с кем можно разделить радость и трудности, то жизнь становится пустой. Возможно, финансово благополучной, но пустой. Нужны люди, кому можно рассказать, что ты думаешь или чувствуешь. Рассказать на своем языке. Потому что ты именно так чувствуешь. Неслучайно, что все эмигранты стараются внутри семьи сохранить свой язык. И передать его детям. Дети эмигрантов поэтому немного кентавры.

Возвращение

Случилась пандемия и я была вынуждена срочно вернуться. Но я рада этому. Хотя у меня теперь есть даже два диплома о высшем образовании, я не работаю. Я много гуляю по любимому Питеру, жадно дышу его влажным воздухом, встречаюсь по возможности с друзьями и близкими. Начала писать. Потому что счастлива, что могу говорить то, что думаю, на своем родном языке с людьми, которые меня понимают.

Летний сад, Питер
Летний сад, Питер

Или даже не понимают. Но это неважно. Я все равно счастлива.