Краски так прочно вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся, как получают разноцветные порошки, жидкости или пасты. Предлагаем окунуться в историю пигментов, известных и не очень, а начнем эту серию подборок с оттенков коричневого.
Коричневые карандаши и краски дети чаще всего используют для рисования земли, и неспроста: именно «под ногами» находятся основные ингредиенты этих цветов – железо и глина.
Охра
Один из самых известных коричневых оттенков – охра. Ее название происходит от греческого «охрос» и означает «изжелта-бледный». А получают эту краску из гидрата окиси железа с добавлением глины.
Первые доисторические рисунки нанесены как раз охрой. Благодаря высокой светостойкости они сохранились до наших дней.
Оттенков охры очень много: она может быть желтоватой, красной, коричневой, отливать синим или фиолетовым. Это происходит из-за различных минералов, попадающих в состав. Изменчивость цвета привела к тому, что сегодня натуральную охру в основном заменяют на синтетическую – природные пигменты могут сильно отличаться от партии к партии.
Самый привычный цвет – желтая охра. При нагревании пигмент становится красноватым. Иногда жженый минерал можно найти в природе, например, возле вулканов. Но разогрев обычной охры дает тот же результат.
Какое-то время охру называли «синопией», так как лучшие минералы добывали возле античного города Синоп. Но название не прижилось, в отличие от других оттенков, получивших «географические» имена: сиена и умбра, о которых пойдет речь чуть ниже.
Кстати, американские индейцы натирали охрой тело перед охотой: краска отбивала запах человека, отгоняла насекомых. Потому их и называли «краснокожими», а не из-за натурального оттенка кожи.
Умбра
Умбра – близкий родственник охры. Отличие – в высоком содержании марганца, который придает ей красноватый оттенок.
Пигмент назван в честь Умбрии – региона центральной Италии с центром в городе Перуджа. Провинция, в свою очередь, получила имя от умбров – древнего племени, когда-то населявшего эти края. Впрочем, есть и другая версия: говорят, что название краски происходит от слова umbra – тень на латыни.
Как и многие минеральные пигменты, умбра бывает разных тонов: красного, коричневого и даже зеленого – такой оттенок придают краске соединения хрома и алюминия.
В середине 17 века умбру начали прокаливать, слегка изменяя ее цвет. Новая краска получила название умбры жженой.
Пример использования умбры в живописи – картина Яна Вермеера «Молочница». Светлый цвет стен – тот самый пигмент с примесью белил и черного. При помощи умбры получают мягкие тени, а также «приглушают» яркость некоторых тонов.
Сиена
Сиена – город в итальянской Тоскане. Кроме баскетбольного и футбольного клубов, его название носит и оранжево-коричневая краска. Ее основной компонент – гидрат окиси железа, придающий краске теплый оттенок оранжевого, более выраженный, чем в охре.
В эпоху Ренессанса пигмент называли «красная земля». Действительно, из-за глины и железа грунт в регионах, где добывали краску, имеет красноватый цвет. Затем появилось название «сиенская земля» или просто «сиена».
Жженая сиена отличается от натуральной более темным тоном.
Сиену используют для полутонов, добавляют в смесь красок, чтобы получить телесные оттенки. Известно, что ее часто применял Рембрандт – в том числе для того, чтобы добиться особого золотистого «свечения» на своих работах.
Сепия
Этот пигмент, цвет которого хорошо знаком нам по оттенку старых фотографий, органического происхождения. В отличие от «семейства» охр, его получают не из минералов, а из чернил каракатицы или кальмара.
Натуральную сепию сегодня производят на Шри-Ланке. Чернильные сумки моллюсков сушат и перетирают в порошок, который затем кипятят в растворе щелока. Получается светло-коричневый пигмент с высокой красящей способностью, слегка пахнущий рыбой.
Кроме того, сейчас изготавливают искусственную сепию: она менее стойкая, чем природная. Пигмент дал название технике рисования в оттенках коричневого, а также применялся для тонирования фотографий. Так как теплый тон фотоснимков ассоциируется со стариной, то и фильтры цифровых фоторедакторов называются «сепией». А само это слово в переводе означает «каракатица» и напрямую отсылает к происхождению краски.
На основе сепии производят акварельные краски, тушь, а также чернила. Известно, что Леонардо да Винчи рисовал наброски своих изобретений именно таким материалом.
Колькотар и «мумия»
Долгое время считалось, что коричнево-красный пигмент получают из древних мумий, забальзамированных в Египте с помощью битума. Ей даже дали еще одно, слегка зловещее название: «капут мортуум», что означает «мертвая голова».
Возможно, несколько столетий назад так и было, но сегодня такую экзотическую рецептуру, конечно же, не применяют.
«Мумия» – это целое семейство красок на основе окиси железа. Русские художники начали использовать их в 18 веке, а добывали пигмент на территории Ярославской и Новгородской областей. Сегодня «мумией» называют насыщенно-красную охру.
Колькотар – это практически чистая окись железа, или красный железняк. Это соединение часто встречается в природе, но для получения красивого цвета приходится подвергать его дополнительной обработке.
Понравился материал? Подпишитесь на канал и читайте другие подборки-пятерки: