Всем привет! С вами канал proстранное искусство.
Помните сказку о Буратино и золотом ключике? Ну конечно помните. Но что бы вы сказали, если бы вдруг узнали, что Буратино - не маленький веселый мальчик из деревяшки, непослушный и очень любящий жизнь...А обрюзгший бухгалтер из плоти и крови, днем работающий на деревоперерабатывающем заводе, а по ночам лелеющий свои психологические травмы?
Верите вы или нет, но именно так себе представил персонажа знаменитой сказки российский художник Игорь Макаревич. Их совместная с Еленой Елагиной выставка сейчас проходит сразу в двух корпусах ММОМА. Она посвящена их сольным и совместным проектам, полна рефлексии и мистицизма. И главный экспонат на этой выставке - Буратино, чья жизнь вовсе не похожа на сказку. Так кто такой этот Настоящий Буратино?
Начнем с того, что персонаж Игоря Макаревича - тоже выдуманный. Но от того не менее живой. У него есть своя биография, свои годы жизни и смерти, свои увлечения, своя комната и даже свой дневник. И все это представлено на выставке!
"Буратино" из мифической вселенной Макаревича зовут Борисов. Вот так просто, без имени и отчества. Родился он в тридцатые годы двадцатого века, умер - на закате Советского Союза. Отец его воевал и погиб на войне, так что воспитывал Борисова его родной дядя. С детства мальчик увлекался деревом, любил наблюдать за работой деревоперерабатывающего завода и мечтал сам стать деревом. Дядино пагубное воспитание (и совсем не родственный интерес к юному Борисову) привели к огромному количеству неврозов, а они, попав на благодатную почву, в свою очередь привели к тому, что парень реально захотел стать деревом. Изготовил себе длинный деревянный нос, торчащий, словно ветка, из середины его лица. Стал реже дышать: ведь деревья "дышат" лишь один раз за целый месяц.
История превращения Борисова в Буратино в ММОМА начинается со шкафа. Да-да, с обычного деревянного шкафа. В который встроена ничем не примечательная гильотина, а дверца заботливо оклеена всякими репродукциями.
На стенах развешены листы из дневника Буратино, а также анатомические зарисовки, которые скрупулезно, не опуская ни одной подробности, рассказывают нам, из чего же сделан наш мальчишка. Там, в принципе, нет ничего необычного, за исключением редких деталей. Ну а кто не понял - того ждёт следующий зал, где можно ознакомиться с физиологией и анатомией Борисова подробнее.
Создается полное ощущение, что человек этот реально существовал, чем-то питался, о чем-то думал. Целые листы посвящены прогулкам по московским улочкам, наблюдениям за прохожими и тяжелыми, но максимально человеческими мыслями.
Чтобы переродиться в дерево, стать деревом Борисов пытался обустроиться на деревянной мебели, окружить себя деревянными игрушками. Спал на стуле и спал на кровати, но похожи эти предметы больше на агрегаты для экзекуции, нежели на комфортную мебель.
Раскрывается не только облик, но и внутренний мир Буратино. Его страх перед обычными людьми, практически мистический, панически ужас перед темнотой, смертностью и конечностью. В мире самых обыкновенных теплых и мягких людей он как будто пытается отрастить броню и спастись от преследующих его детских травм. Роль главной из них играет дядя Жора, который повсюду следует за Борисовым (и за зрителем) в образе оленя.
Тонкую душевную организацию Борисова воплощает Малевич, переосмысленный Макаревичем. Мы видим знакомые сюжеты, фрагменты и цветовые решения, но использованы они совершенно с другой целью.
Целый мир Борисова, вся его недолгая и очень грустная жизнь поместились всего в паре-тройке залов московского музея. Ему веришь, его боишься и ему однозначно сочувствуешь. Потому что, прочитав, с чего началась эта болезненная история единения с деревом, понимаешь, что она произошла не по его вине. Большой взрослый дядя превратил жизнь маленького мальчика в ад, из которого уже невозможно было вырваться.
Это такая повесть о маленьком человеке, практически гоголевская "Шинель", после прочтения которой кажется, что Акакий Акакиевич стоит и у вас за спиной, и у вас же - безучастного читателя - спрашивает: Зачем вы меня обижаете?