Найти в Дзене
(не)детское искусство

Художник показал, каким мог быть настоящий Буратино (и это очень грустная история)

Всем привет! С вами канал proстранное искусство.

Помните сказку о Буратино и золотом ключике? Ну конечно помните. Но что бы вы сказали, если бы вдруг узнали, что Буратино - не маленький веселый мальчик из деревяшки, непослушный и очень любящий жизнь...А обрюзгший бухгалтер из плоти и крови, днем работающий на деревоперерабатывающем заводе, а по ночам лелеющий свои психологические травмы?

Игорь Макаревич. Homo Lignum
Игорь Макаревич. Homo Lignum

Верите вы или нет, но именно так себе представил персонажа знаменитой сказки российский художник Игорь Макаревич. Их совместная с Еленой Елагиной выставка сейчас проходит сразу в двух корпусах ММОМА. Она посвящена их сольным и совместным проектам, полна рефлексии и мистицизма. И главный экспонат на этой выставке - Буратино, чья жизнь вовсе не похожа на сказку. Так кто такой этот Настоящий Буратино?

-2

Начнем с того, что персонаж Игоря Макаревича - тоже выдуманный. Но от того не менее живой. У него есть своя биография, свои годы жизни и смерти, свои увлечения, своя комната и даже свой дневник. И все это представлено на выставке!

"Буратино" из мифической вселенной Макаревича зовут Борисов. Вот так просто, без имени и отчества. Родился он в тридцатые годы двадцатого века, умер - на закате Советского Союза. Отец его воевал и погиб на войне, так что воспитывал Борисова его родной дядя. С детства мальчик увлекался деревом, любил наблюдать за работой деревоперерабатывающего завода и мечтал сам стать деревом. Дядино пагубное воспитание (и совсем не родственный интерес к юному Борисову) привели к огромному количеству неврозов, а они, попав на благодатную почву, в свою очередь привели к тому, что парень реально захотел стать деревом. Изготовил себе длинный деревянный нос, торчащий, словно ветка, из середины его лица. Стал реже дышать: ведь деревья "дышат" лишь один раз за целый месяц.

История превращения Борисова в Буратино в ММОМА начинается со шкафа. Да-да, с обычного деревянного шкафа. В который встроена ничем не примечательная гильотина, а дверца заботливо оклеена всякими репродукциями.

История гласит, что Борисов получал тайное наслаждение, когда клал свою голову на плаху и получал по шее деревянным лезвием.
История гласит, что Борисов получал тайное наслаждение, когда клал свою голову на плаху и получал по шее деревянным лезвием.
-4

На стенах развешены листы из дневника Буратино, а также анатомические зарисовки, которые скрупулезно, не опуская ни одной подробности, рассказывают нам, из чего же сделан наш мальчишка. Там, в принципе, нет ничего необычного, за исключением редких деталей. Ну а кто не понял - того ждёт следующий зал, где можно ознакомиться с физиологией и анатомией Борисова подробнее.

-5

-6

Создается полное ощущение, что человек этот реально существовал, чем-то питался, о чем-то думал. Целые листы посвящены прогулкам по московским улочкам, наблюдениям за прохожими и тяжелыми, но максимально человеческими мыслями.

-7

Чтобы переродиться в дерево, стать деревом Борисов пытался обустроиться на деревянной мебели, окружить себя деревянными игрушками. Спал на стуле и спал на кровати, но похожи эти предметы больше на агрегаты для экзекуции, нежели на комфортную мебель.

Раскрывается не только облик, но и внутренний мир Буратино. Его страх перед обычными людьми, практически мистический, панически ужас перед темнотой, смертностью и конечностью. В мире самых обыкновенных теплых и мягких людей он как будто пытается отрастить броню и спастись от преследующих его детских травм. Роль главной из них играет дядя Жора, который повсюду следует за Борисовым (и за зрителем) в образе оленя.
-8

Тонкую душевную организацию Борисова воплощает Малевич, переосмысленный Макаревичем. Мы видим знакомые сюжеты, фрагменты и цветовые решения, но использованы они совершенно с другой целью.

Приглядитесь, и увидите знакомый силуэт с длинным носом
Приглядитесь, и увидите знакомый силуэт с длинным носом
"Изба Черного квадрата"
"Изба Черного квадрата"

Целый мир Борисова, вся его недолгая и очень грустная жизнь поместились всего в паре-тройке залов московского музея. Ему веришь, его боишься и ему однозначно сочувствуешь. Потому что, прочитав, с чего началась эта болезненная история единения с деревом, понимаешь, что она произошла не по его вине. Большой взрослый дядя превратил жизнь маленького мальчика в ад, из которого уже невозможно было вырваться.

-11

Это такая повесть о маленьком человеке, практически гоголевская "Шинель", после прочтения которой кажется, что Акакий Акакиевич стоит и у вас за спиной, и у вас же - безучастного читателя - спрашивает: Зачем вы меня обижаете?

Спасибо что дочитали!

-12