Многовековая эволюция длинноклинкового оружия в Восточной Европе в конце XV — начале XVI века привела к доминированию одного типа — сабли
К сожалению, специального оружиеведческого исследования, посвященного морфологии, типологии и эволюции клинкового оружия Московской Руси XV — начала XVII века, в отечественной науке не существует. Этому вопросу посвящены отдельные замечания в общих обзорах, рисующих историю русского оружия. Так, в кратком определителе русского оружия, вышедшем в 1953 году, приводится ряд соображений по поводу применявшихся типов сабель XVI−XVII веков. Для XVI века, по мнению авторов определителя, были характерными широкие сабли «турецкого образца». В XVII веке «на вооружении конницы» все чаще начинает применяться тип персидской сабли, «более легкой и более совершенной по своей конструкции».
Длинноклинковое оружие XV — начале XVI века представлено саблями и палашами. Помимо сабель и палашей к длинноклинковому оружию следует отнести единственный экземпляр подсаадашного ножа, датированный 1513 годом.
Под понятием «сабля» или «палаш» в XVI−XVII веках понимался комплект, состоящий из клинка с установленной на нем рукоятью (и прикрепленным к ней темляком), перекрестья, ножен и пояса для их ношения.
Сабля имела изогнутый однолезвийный клинок (в терминологии XVII века — «полоса»), который мог быть гладким (подтреугольным или клиновидным в сечении) или же иметь долы. Некоторые типы клинков имели расширение конца полосы, на котором обух клинка, как правило, сходил на нет.
Некоторые клинки в этом месте имели обратную заточку. В современном оружиеведении эта расширенная часть клинка называется елманью. В XVII веке она называлась пером или же елманом.
Эфес сабли состоял из перекрестья (в терминологии XVII века — «огниво» или «крыж»), собственно рукояти (черена), в некоторых случаях употреблялось металлическое навершие (набалдашник). Перекрестье имело вертикальные отростки, верхние из которых входили в пазы в нижней части черена, а нижние спускались на клинок для защиты от скользящих ударов по клинку.
Ножны изготовлялись из двух деревянных дощечек, обтянутых кожей или тканью и снабженных металлическим прибором. Последний состоял из устья (необязательный элемент), обоймиц (приспособлений для крепления колец, к которым крепились ремни портупеи) и наконечника, который выполнял функцию дополнительного крепления для ножен.
Читайте также: Основатели оружиеведения
Хорошо известно, что в отличие от других типов длинноклинкового оружия сабли и палаши имеют схожую монтировку. Однообразные детали применялись и при отделке рукоятей и ножен. Перекрестья некоторых типов сабель могли подходить и к палашам.
Сабля и палаш могут быть разделены на металлическую полосу-клинок, детали монтировки — рукоять и перекрестье, ножны, покрытие ножен и металлический прибор, призванный служить дополнительным скреплением, способом подвеса и украшением.
Сабля Мстиславского
Одним из самых ранних образцов оружия, хранящихся в Московской Оружейной палате, является сабля князя Федора Михайловича Мстиславского (?–1550). Сабля Ф. М. Мстиславского поступила в казну в 1622 году вместе с другим имуществом пресекшегося рода князей Мстиславских.
Общий вес сабли с ножнами и поясом составляет 2,6 килограмма. Общая длина 1 020 мм, длина клинка 880 мм, ширина у пяты клинка 55 мм, к началу елмани ширина достигает 60 мм. Черен рукояти длиной 125 мм. Елмань обоюдоострая. Цифра до оси клинка 86,7 мм. Толщина клинка у тупья достигает 9 мм. Клинок изготовлен из бледно-тусклой дамасской стали. По определению О. Г. Ульянова, данная сталь именовалась термином «шам» и характеризовалась низким сортом булата «с характерным рисунком, линии которого почти прямые с незначительными изгибами и поворотами». Навершие рукояти имеет форму граненого набалдашника. Ножны длиной 960 мм при ширине у устья 80 мм.
В одном из описаний Сабля Мстиславского называется «типическим образцом турецкой сабли», бытовавшей на территории Московского государства в XVI — начале XVII века. Однако точного
Сабля Лыкова-Оболенского
Концом XVI века датируется сабля боярина Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского, хранящаяся также в Государственной оружейной палате. На пяте клинка отмечается картуш с арабской вязью. Известно имя сабельного мастера — Магомад и дата — 1592 год. Общая длина сабли в ножнах 1 117 мм, длина без ножен 1 025 мм. Длина клинка 895 мм. Клинок в сечении треугольный без долов. Ширина клинка у пяты 37 мм. Клинок сабли слабого изгиба с елманью. Длина елмани 260 мм. Тупье клинка широкое, достигает 5 мм. На обушной части читается надпись «Сабля Боярина Князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского».
Ширина у основания 40 мм. Рукоять сабли имеет более выраженный изгиб в верхней части. Прямая крестовина имеет небольшие ромбовидные расширения на концах. Детали сабли выполнены из серебра и позолочены. Ножны и гарда имеют сложный узор из различных орнаментальных (растительных) композиций с украшениями в виде двенадцати нефритовых пластин, инкрустаций в виде овальных вставок с бирюзой. Сабля имеет на себе очевидные следы боевого применения, запечатленные в виде переточки на клинке и зазубрин на лезвии.
Сабля Годунова
Концом XVI — началом XVII века датируется сабля, связываемая с боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым. Сабля впервые была опубликована в 1908 году Э. Ленцем в Альбоме изображений выдающихся предметов из собрания оружия Императорского Эрмитажа. Э. Ленц считал, что данная сабля изготовлена между 1598 и 1605 годами. Сабля имела плавно изогнутый клинок со слабо выраженной елманью длиной 860 (?) мм, шириной 36 мм, а общая длина сабли 1 020 мм. Цифра до оси клинка 98 мм. Рукоять прямая, сложена из щечек, скрепленных заклепками и вытянутым шишкообразным навершием. Перекрестье широкое, увенчанное по краям шариками. Аналогичные перекрестья довольно характерны для венгерских сабель конца XVI — начала XVII века.
По материалам книги "Холодное оружие Московского государства XV–XVII веков" , О. В. Двуреченский, Тула, 2019 г.
Продолжение следует... Чтобы не пропустить, подписывайтесь на наш канал здесь .
Сегодня наш канал очень нуждается в вашей поддержке. Пожалуйста, поделитесь этой статьей на своих страницах 😌