Все чаще и чаще ловлю себя на мысли, что мне нравится советское искусство.
В прошлом году ходила в Новую Третьяковку на выставку «Ненавсегда».
Понравилась картина казахского художника Камиля Муллашева «Над белой пустыней» 1978.
Как говорится в описании, полотно носит «пропагандистский характер». Фигура всадника на верблюде показана для того, чтобы подчеркнуть гигантские масштабы объектов, и здесь проявляется проблема, очень актуальная для эпохи застоя, уверяют нас исследователи советского искусства. Правда их имена нам не известны, но их, в данном случае, безальтернативная точка зрения висит перед нашими глазами, заинтересованными этой картиной.
Нам говорят, что проблема застоя – это отчуждение. И зритель должен смотреть на картину и «восхищаться достижениями индустрии, которая прекрасна как будто сама по себе, без отношения к человеку, призванному ее обслуживать». Так, нам, посетителям этой выставки, объяснили смысл этого полотна.
Но посмотреть на картину можно не под углом проблемы, которую нам навязывают организаторы экспозиции, а под углом достижения человека, жизнь которого такая хрупкая и такая короткая. Но он сумел создать нечто грандиозное, великое, способное менять к лучшему жизнь миллионов людей.
Иду возмущённая дальше...
Люблю мозаику. Портрет Брежнева.
Ядерный апокалипсис в антивоенной картине Николая Ерышева «Карнавал, 1984.
Художник вместо карнавального фейерверка «запускает» в небо крылатые ракеты. Ерышев представляет, как парадная Венеция превращается в преисподнюю Иеронима Босха, населенную демоническими существами, в числе которых оказался Микки Маус, читаю я.
Другой антивоенный художник Сергей Овсепян представил «стол переговоров». И его проблему №1, 1985 год.
Просто почитайте это. Тут снова навязывают «отчуждение».
Дальше было много того, что меня не очень зацепило.
Иду из комнаты в комнату, и о, - «Иконостас», созданный Борисом Орловым, 1974 – 1975 годы.
«Герои-моряки, герои-пехотинцы и герои-летчики», «Чапаев и Анка», «Тракторист», «Трактористка».
До тех, кто на самом верху, дотянуться не могу.
Папье-маше. Восторг.
Надо двигать дальше...
Разноцветные мальчики.
Нам хорошо.
Банка подписей за полное и безоговорочное разоружение Америки.
А вот тогда им было смешно…
Очень понравилась акция «продажа душ». Ее организовали Виталий Комар и Александр Меламид, когда переехали в США. Рекламную кампанию этой акции финансировала галерея Рональда Фельдмана.
Художники выпустили серию плакатов от имени фиктивной торговой корпорации (название - это их фамилии латиницей), которая занималась скупкой душ граждан США.
Именно в таких ящиках хранятся продажные души...
Американцам игра понравилась. Комар и Меламид за несколько месяцев купили несколько сотен душ и часть из них приняли на комиссию (что это значит, не знаю).
Товарищи хотели было заняться скупкой советских душ, чтобы перепродать их на аукционе в США, но у них ничего не вышло.
Великолепная акция. Но мне пора.
А вот и вдохновитель самого Дмитрия Анатольевича Медведева - Николай Андронов со своей картиной «Денег нет», 1970 -й.
Потом как-то скучно... И вдруг картина – бомба.
«Тет-а-тет», Борис Тальберг, 1977.
И эта тоже классная - «Московская вечеринка» Виктора Пивоварова, 1971.
На этом у меня все. Остальное (и очень много чего) меня не вдохновило.