Сразу же должен сказать, что произошло это довольно давно, до распада Советского Союза.
Казалось бы, обычная жизненная ситуация: переезд семьи на новое место жительства открыла совершенно неожиданные обстоятельства.
Наш посёлок расположен на реке Печоре. На любой карте его месторасположение легко найти. Река от Урала более 300 километров бежит на запад, а потом резко поворачивает на север, вот на этом самом изгибе мы и живём. В посёлке народу было немного чуть больше ста человек, все друг друга знали. Так уж в жизни бывает, что кто-то рождается, кто-то уходит из жизни. Не знаю, как в других местах, но у нас было принято достойно и всем миром провожать в последний путь. Как-то само собой были распределены все необходимые дела: кто-то делал гроб, кто-то венок, женщины изготавливали искусственные цветы для венка, один из сотрудников хорошо умел писать на траурной ленте, все знали, к кому надо подойти, чтоб выкопали могилу. Усопшего несли на руках на длинных полотнах. Потом полотно резали на полотенца для рук. Наверное, как и везде, здесь несли гроб не родственники. Для этого подходили мы, молодые приезжие научные сотрудники и рабочие. Это всё присказка, чтоб понятнее всё остальное было. Да, совсем забыл добавить, что всё делалось или бесплатно, или за небольшие деньги (за домовину и могилу).
А вот и сама история.
Недолгое время работал у нас инспектором охраны приехавший с Украины мужчина. Спустя какое-то время к нему приехали его престарелые родители. Мама его ещё была достаточно бодрая, а вот отец очень слаб, но в полном сознании. Мы ещё удивились, как он такую дальнюю и надо сказать тяжёлую дорогу с несколькими пересадками выдержал. Непонятно, ради чего всё это было сделано. Если сына проведать, то проще и легче ему было съездить к родителям. Хотя нам какое до них дело, значит, им так нужно было. Не маленькие, понимали куда едут. Сколько времени прошло с их приезда, не помню, не отложилось в памяти, но не слишком много, и отец инспектора умирает. Между нами пошли разговоры, что вот беда-то: такую дальнюю дорогу перенёс, скончался вдали от родных мест. Видно, судьба такая. Вот и этого незнакомого нам человека проводили так же достойно, как и местных. Вернулись с кладбища к дому, где жила семья усопшего, на крыльцо вышла его вдова, поклонилась нам всем в пояс и сказала: «Спасибо вам большое за помощь. У себя на родине нам никаких денег не хватило бы его похоронить».
Вот тогда и открылись у нас глаза. Понимая, что дни мужчины сочтены, а похороны на родине невозможны или грозят полным разорением семье, посчитали, что (прошу простить за употребление этого слова) «выгоднее» отвезти за тридевять земель и проводить в последний путь его здесь, у нас, где жил их сын. После похорон вдова и сын вскоре вернулись на Украину.
Не приведи Бог нам столкнуться с такой ситуацией.