Найти в Дзене
Океан реальности

Почему книга "Таис Афинская" является эликсиром молодости?

Эта книга появилась в моей жизни в 90е годы. Страна со скрежетом поворачивалась вокруг своей оси к совершенно другим идеалам. Изменилось все вокруг. А "Таис Афинская" шла сквозь время, как изумительный учебник истории, подсказывающий, что есть что-то гораздо важнее этой изменчивой прозы жизни. Книга- полет. Полет восторга от Красоты и Поиска Знаний.
Это была великая Энергия прекрасного. Любимые
https://otzovik.com/review_6643269.html
https://otzovik.com/review_6643269.html

Эта книга появилась в моей жизни в 90е годы. Страна со скрежетом поворачивалась вокруг своей оси к совершенно другим идеалам. Изменилось все вокруг. А "Таис Афинская" шла сквозь время, как изумительный учебник истории, подсказывающий, что есть что-то гораздо важнее этой изменчивой прозы жизни. Книга- полет. Полет восторга от Красоты и Поиска Знаний.

Это была великая Энергия прекрасного. Любимые темы Ивана Антоновича Ефремова: Космос, Атлантида, Славянская Русь, Древняя Греция, Тибет. И мечта объединить цивилизации в "Кольцо миров", основанное на одухотворенном созидании.

Мы входим в книгу легко и прочитываем на одном дыхании.

"Таис Афинская" последнее произведение Ефремова- вершина его творчества. Посвящена любимой жене Таисии Иосифовне. Перед нами Эпоха Античной Греции- колыбели Европейской цивилизации. Имя Таис Афинская подтверждено историей. Как впрочем и факт, описанный в книге-"Поцелуй Змея."Изучался друзьями Ефремова в Бирме.

-2

Достоверность событий, описанных в книге происходит благодаря прекрасному образованию писателя.

Сын старовера, рано оставшийся без родителей, Ефремов дал себе поистине блестящее образование. Путешествовал в молодости матросом. В 37 лет один из ведущих мировых Палеонтологов. Археолог, основоположник науки Тафаномия. Писать книги начинает довольно поздно.
  • Сжигание Пересеполиса, Танец волос, Испытания в лабиринте с огромным крокодилом, описание храма Нейт, посвящения в жрицы древней Магии и многое еще от чего мурашки от чтения.
-3

Высшие Гетеры- достойные подруги величайших умов. Обучение в специальных школах подводило девочек к тому, что истинные Знания содержатся в расширении, в постоянном поиске нового. Роскошный внешний и такой же внутренний облик. Куда бы она не попала, самим присутствием она пробуждает высшее чувство Красоты и собственного достоинства.

фото из документального фильма" Иван Ефремов"
фото из документального фильма" Иван Ефремов"

Любовь к царю Александру Македонскому не затмевает внешний мир. Под обаяние известной гетеры, ее искусство петь, танцевать, знать и любить мастерство художников и поэтов, попадают известные люди того времени. Она способна вести беседу абсолютно на любые темы. Это время Великого искусства владения словом.

Встреча с Македонским- это точка бифуркации для царя. Отказ от великой любви- отказ от жизни, посвящение себя Служению.

Мудрецы говорят:"в жизни нет случайностей." Мы остановимся на двух самых впечатляющих случайностях. Это встреча Таис и Александра в водах реки в Вавилоне и сцене:" Поцелуй Змея."

"Таис бросилась в темную воду ночной реки. Внезапно она услыхала мерные четкие всплески сильного и умеющего хорошо плавать человека. Гетера нырнула, рассчитывая под водой выйти на середину стрежня и, миновав его, вторым нырком уйти в заводь, где находилась тростниковая пристань и ждала ее терпеливая, как хищник, Эрис.
В глубине вода оказалась прохладнее, Таис проплыла меньше, чем думала, поднялась на поверхность и услышала негромкое: «Остановись, кто ты?», сказанное с такой повелительной силой, что афинянка замерла. Голос как будто негромкий, но глубокий и могучий, словно приглушенный рык льва. Не может быть!
- Что ты молчишь? Не вздумай нырять еще раз!
- Ты ли это, царь? Ты ночью один в реке? Это опасно!
- А тебе не опасно, бесстрашная афинянка? – сказал Александр.
- Кому я нужна? Кто будет искать меня в реке?
- В реке ты не нужна никому, это верно! – рассмеялся великий македонец. – Плыви сюда. Неужели только мы с тобой изобрели этот способ отдыха? Похоже!
- Может быть, другие просто хуже плавают, - сказала Таис, приближаясь на голос царя, - или боятся демонов ночью в чужой стране.
- Вавилон был городом древнего волшебства задолго до персидских царей, - Александр протянул руку и дотронулся до прохладного плеча гетеры."

Случайные, судьбоносные Встречи сближают на всю жизнь.

"Медленно приподнялся на локте, открывая глаза, Александр. Голоса слышались все громче. Леонтикс, Гефестион, Черный Клейт – гетера узнала их всех. Друзья и охранители царя замерли на пороге, не смея войти в дом.
- Гефестион! – зычно позвал вдруг Александр. – Скажи всем, чтобы шли к воронам. И ты тоже! Не сметь тревожить меня, хотя бы Дарий шел к городу!Торопливые шаги по лестнице были ответом.
...Один раз я позволил себе побыть с тобой, и сутки вырваны из моей жизни начисто!..
Я понимаю, не говори ничего, милый, – впервые Таис назвала так царя, – бремя Ахиллова щита! - Да! Бремя задумавшего познать пределы Ойкумены!.... Помню и это, – печально сказала Таис, – я больше не позову тебя, хоть и буду здесь. Только и ты тоже не зови. Цепи Эроса для женщины куются быстрее и держат крепче. Обещаешь?......
- Запомни. Никто не объяснит тебе кроме меня. Древнее имя реки на которой мы встретились, – Ксаранд. В Эросе ты подобна мечу – ксифосу. Но быть с тобой мужу – эпи ксирон эхестай, как на лезвии бритвы. И третье: «кси» – четырнадцатая буква в алфавите
-5

"Уединившись в своей спальне, Таис вышла лишь к вечеру и приказала Эрис принести киуры из запасов, которые они сделали с незабвенной Эгесихорой еще в Спарте.

Эрис протянула руку и слегка коснулась горячими пальцами запястья афинянки. - Не трави себя, госпожа, – сказала черная жрица. - Что ты знаешь об этом? – грустно и убежденно ответила гетера. – Когда бывает так, то Гея неумолима. А я не имею права позволить себе иметь дитя будущего владыки Ойкумены.

- Почему, госпожа? - Кто я, чтобы родившийся от меня сын стал наследником великой империи? Кроме плена и ранней смерти, он ничего не получит от судьбы, игравшей всеми, кто таит думы о будущем, все равно – темные или светлые.

- А девочка? - Нельзя, чтобы божественная кровь Александра испытала жестокую судьбу женщины! - Но дочь должна быть прекрасной, как сама Афродита! - Тем хуже для нее."

-6

Гениальность этой сцены заключается в безукоризненно точном следовании мифологической традиции. Ефремов, по сути, повторяет легенду о рождении другого короля-жреца – Меровея. Франки верили, что когда жена вождя Клодио, будучи уже беременной, пошла купаться в море, там ею овладел «зверь Нептунов, на Квинотавра похожий».

  • В результате этого происшествия родился мальчик, в жилах которого текла не только франкская кровь, но и загадочного морского чудовища. Именно примесь божественной крови наделила Меровея качествами, позволившими стать королем-жрецом и основать династию, право на власть, которой не оспаривала даже Католическая Церковь.
  • М.Л. Серяков (2004) считает, что имя Меровей созвучно словам «мать» и «море». Отметим, что, несмотря на низвержение династии «ленивых королей», вплоть до сего дня монархи с гордостью указывают Меровингов среди своих предков.
  • Образ Александра, представленный в романе «Таис Афинская», характеризует Ефремова, как блестящего психолога, и находит свое подтверждение в традиции Петербургской (Ленинградской) психологической школы.
  • Достаточно упомянуть типологию личностей Лазурского, теорию отношения личности Мясищева и концепцию пассионарности Гумилева.» Нам видится, что Ефремов подталкивает читателя к размышлению, что могло бы произойти, если бы у Александра и Таис родился ребенок, намеренно дает подсказки.
  • Первое – Меровей мог бы оказаться не франкским, а эллинским королем. Второе – учитывая личность Таис, наследник Александра мог бы повернуть мир в сторону построения «цивилизации партнерства», и, тем самым, возродить на земле «Золотой век». Скептики могут возразить, что это чересчур смелое предположение. На это заметим, что Ефремов отличался масштабом и красотой своих мечтаний, как бы говоря, что только о великой красоте и следует мечтать настоящему человеку.
-7

В предисловии к роману "Таис Афинская" Иван Ефремов пишет о том, что описанный им обряд поцелуя Змея на самом деле не является выдумкой, и подтверждение тому - фильм, снятый кинопутешественником Армандом Денисом в 30-ые года прошлого века в Бирме.

  • Обученные жрицы, поклоняющиеся кобре, существуют в Бирме до сих пор. Эти танцоры находятся на государственной службе; самым смелым присуждается звание "Асани"- герой. Подобный трюк, что запечатлён в фильме, нынче могут повторить лишь несколько человек
  • Периодически каждая жрица устраивает посещение божества, организовывает своеобразную процессию из односельчан. Причём люди должны взять с собой приготовленные дары для змеиного божества.
  • Сама жрица едёт на повозке, запряженной буйволами, в сопровождении играющего ритуальную музыку оркестра. Процессия из односельчан с дарами следует за медленно едущей повозкой. Всё действие — таинственно и торжественно. Не доехав до пещеры метров двадцать, повозка останавливается, оркестр смолкает, люди, побаиваясь, замолкают.
  • Слышится зов жрицы, обращённый к священной кобре. Спустя немного времени, из пещеры выползает величественная крупная королевская кобра. Змея направляется к жрице, сворачивается кольцами близко от неё, готовится к удару, чуть отвернув свою змеиную голову.
  • Жрица, готовясь к ритуалу, неподвижно следит за коброй, затем медленно совершает ритуальный поклон божественной змее. Толпа в оцепенении припадает на колени. Жрица интуитивно угадывает нападение кобры, грациозно присев, разводит колени. При этом расправляется ткань её длинной юбки из плотной ткани. Жрица «подставляет» для змеиного укуса фалды юбки.
-8
  • Начинается ритуальный танец. Кобра бросается с укусом в ткань. Белоснежная юбка жрицы покрывается пятнами смертоносного яда кобры. Движения жрицы плавны и красивы. Толпа с трепетом и восхищением наблюдает за необыкновенным танцем женщины-жрицы и священной кобры.
  • Когда кобра вновь отворачивается перед очередным нападением, жрица приближается к ней, гладит змею и целует. Затем жрица успевает отойти, чувствуя тактику нового смертоносного нападения змеи. Верными заученными движениями, женщина опять увивается, присаживается и подставляет змее ткань своей длинной юбки…

Ритуал похож на красивый танец женщины и змеи. Яд весь выпущен, ритуал заканчивается, подарки змее остаются лежащими на земле. Дань божеству отдана. Ритуал исполнен. Процессия возвращается обратно под звуки ритуального оркестра.

  • Я полагаю, что женщина танцует в изменённом состоянии сознания, то есть в экстазе. Когда человек находится в трансе, его телодвижениями руководит дух, которым он одержим, и такой человек становится неузъявимым для змеиных укусов.

Роман заканчивается открытым финалом. Таис ушла из книги в полном блеске своей красоты. И напутствие Ефремова нам :" Нельзя искажать прекрасное, оно перестанет давать силу и утешение- духовную крепость."

А как вы думаете?

https://dr-slabinsky.livejournal.com/5377.html

https://holy-matriarchy.livejournal.com/56046.html

https://www.google.com/search

Фото из независимых источников. Благодарю за прочтение.