Найти тему
Ильич Production

Театр жив?

Здравствуйте, товарищи! Решил затронуть тему современного театра.

Всем известно сравнение театра с увеличительным стеклом, что "это трибуна с которой многое можно сказать миру". Так что же отражает нынешний театр?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вспоминая классиков мы знаем что общественное бытие определяет общественное сознание. Получается что театр отражает нашу с вами жизнь. А так как мы с вами живем при капитализме- системе отношений где продается все, то пожалуйста- имеем, то что имеем.. Система же отношений в обществе, коренным образом начала меняться в горбачевскую перестройку и ускорила темпы уже с развалом Советского Союза.

Казалось бы: ушел "проклятый совок", где свободу художника давили на корню, теперь искусство зацветет "пышным цветом".Но на поверку оказалось, что в системе, где все измеряется деньгами, все так же стремительно и обесценивается- как хрустящие зеленые бумажки. Общество заразилось мещанством- той самой болезнью, которую не смогли до конца искоренить большевики. Ну а театр тут при чем? Но связь самая что ни на есть прямая.

Со сменой общественного строя и прихода класса буржуазии к власти, поменялись и смыслы транслируемые театром. Советская театральная школа, которая вобрала в себя лучшие черты русской театральной школы, вдруг стала никому не нужна. Появились заискивающие, услужливые режиссеры, переобулись старые, и стали модернизировать театральное искусство.

Луначарский в своей статье "Еще о театре и социализме" писал о том что: "модернизм почти весь заражен декадансом, к числу основных признаков которого относятся крикливая вычурность, преднамеренная нелогичность, нарочитая темнота, все недуги взвинченной нервной артистической личности, стремящейся обратить на себя внимание, гримасничая оригинальнее своих конкурентов." Давно написана эта статья, но сколько в ней актуальных мыслей, как она отражает происходящее сегодня на подмостках!

В бесконечном поиске "новых форм" современные режиссеры забывают про содержание, но порой складывается впечатление, что они не в состоянии передать смысл того, или иного произведения. Отсюда и все "придумки", "находки", "гениальные ходы" и кастрирование классики под себя любимого. Я художник- я так вижу! Некоторые деятели и вовсе утверждают, что важно здесь и сейчас, а что будет потом не актуально. Якобы таким образом театр по настоящему живет, он разный и правдивый. Странное утверждение, потому что не может один и тот же спектакль играться одинаково- он всегда будет отличаться от предыдущего- в этом и есть главное отличие театра от всех остальных видов искусств. А правда в нашем обществе одна- человек человеку волк. Вот и выходят спектакли, где утверждаются не человеческие, а животные отношения между людьми.

Ну и конечно народу нужны зрелища! Театр тоже стал неотъемлемой частью потребительства. Нет, он теперь не храм, он мини-заводик по производству настроения. В пример один случай из жизни. В одном из провинциальных театров на спектакль о Великой Отечественной войне не могли продать билеты. Когда один из актеров спросил администратора, а в чем же дело, ему ответили, что люди не хотят- тема тяжелая, в жизни и так проблем хватает. На комедии, напротив зритель идет охотно.

Кстати о зрителях. Они тоже изменились сообразно времени, их увлекают легкие жанры, думать зритель не хочет, точнее ему не дают одуматься. И многие в бессмысленных постановках находят истину, восхищаясь голой задницей, матом и "новым прочтением".

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Актеры представляют собой не личностей, а шутов на привязи у хозяев. Это в советское время актеры объединялись, если их, что то не устраивало, отстаивали свои интересы. Сейчас все иначе.Актер -раб. Приближенные к кормушке, получают свой кусок и помалкивают,или говорят то, что можно, а несогласных с тем что происходит почти не осталось. Провинция выживает и ей не до столичных разборок, хотя и глубинку захлестнула волна Театральных лабораторий и поиска "нового". И если кто-то считает, что идеологии нет, театр независим и вне политики, посмотрите кто финансирует например фестиваль "Любимовка". Прохоров, да, да, тот самый Михаил. А информационную поддержку обеспечивают либеральные рупоры "Эха Москвы", "Медузы", "Сноба" и т.д. Они и воспитывают подрастающее поколение. Все это вместе: бессмысленность, озлобленность, сиюминутные капризы, пещерный эгоизм, характеризует путь которым движется современный театр. Но ведь так происходит не только в театре...

В завершении сказанного советую посмотреть ролик Константина Семина о том, что сейчас происходит с театром "Содружество актеров Таганки" после смерти художественного руководителя Н.Н. Губенко.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, делитесь мыслями в комментариях. Что вы думаете о состоянии современного театра? Пишите темы, о которых бы вы хотели прочесть!