PŁYNIE WISŁA PŁYNIE PO POLSKIEJ KRAINIE...
Так начинается первый куплет одной из самых известных польских народных песен, возраст которой насчитывает уже полтора столетия. Во второй половине девятнадцатого века её использовали, в основном, для тайного обучения детей польскому языку и воспитания в них патриотического духа в годы неволи. В наше же время её часто можно слышать на всевозможных выставках и фестивалях, посвящённых польской культуре... А ещё на уютной площади под названьем Вольница в сердце краковского Казимежа.
Эти несколько нот каждый час выигрывают куранты на башне этнографического музея, где в старые времена находилась ратуша. Но... выигрывать-то выигрывают, однако делают они это так тихо, что услышать их можно лишь подойдя к зданию вплотную. Жители площади, видимо, не отличались патриотизмом и попросили убавить громкость. И мастер, изготовивший наши куранты, вынужден был подчиниться. Залез на башню, поковырял старый механизм, и... куранты замолкли. Починить их удалось лишь около полувека спустя. Сегодня курантами занимается сын Яна Остроды (так звали нашего мастера). Как и его отец, он надеется, что работа с часами поможет ему продлить время жизни. И, кстати, небезосновательно: Ян Острода прожил почти сто шесть лет и до конца своих дней оставался весёлым и жизнерадостным. Точно таким же, как и вышеупомянутая мелодия.
Прослушав её на площади, предлагаю отправиться на широкую и просторную набережную, дабы получше познакомиться с главной её героиней. В Кракове для этой цели хорошо подойдёт знаменитый Вавельский Холм, Костёл Паулинов, храм Норбертанок или древнее бенедиктинское аббатство в Тынце.
Итак, вот и она — самая крупная и известная река Польши. Её водяная аорта, пересекающая страну с юга к северу с общею протяжённостью более тысячи километров. Начинается Висла в Бескидских Горах и впадает в Балтийское море, проплыв перед этим мимо Сандомежа, Торуня, Грудзёндза и многих других городов, выстроенных когда-то вдоль её берега. Не обделяет река вниманием и столицу — Варшаву. Там она делается полноводней и шире. Но начинается её рост уже здесь — в старом Кракове, где её щедро поят притоки — Вильга, Рудава, Прондник, Длубня и Дрвина Длуга.
Висле город обязан своим зарождением и процветанием. Все мы, конечно, помним легенду о том, как кровожадный дракон, живущий в пещере под холмом Вавелем проглотил подброшенного ему хитрым сапожником Скубой барашка и пил из реки, пока не выпил всю воду и, наконец, не лопнул, и над шкурой его не закружились ворОны и вОроны, крича: «Кр-рак! Кррак! Крак!». В честь этих криков, говорят, Скубу переименовали в Крака, а возведённый здесь позже город назвали Краковом.
Помним мы также и то, что именно благодаря Висле Краков принадлежал к Ганзейскому Союзу - важнейшей средневековой торговой организации, объединявшей преимущественно приморские города. Но знаем ли мы, когда впервые была упомянута эта река в письменных источниках, что означает её название, сколько над ней в Кракове мостов и какой у неё характер? Если нет, эта статья для вас. Здесь я попытаюсь оговорить и эти, и некоторые другие факты о нашей любимой Висле.
Первое упоминание о ней вместе с её наброском появилось на карте римского полководца Марка Агриппы около двух тысяч лет назад. Там её название на латыни звучит как Вискла. Чуть непривычно. Но ещё более далёким для нас от её современного имени покажется слово, которым нарёк её средневековый польский служитель пера — летописец Винсент Кадлубек: "Вандалус". Напоминает ли вам такое название женское имя Ванда? Вандой Кадлубек (и не только он) величал легендарную дочку Крака (того самого, что победил дракона).
Согласно древним преданиям, Ванда после смерти отца и двух братьев стала править их землями и народом. Желая присоединить всё это к своим владениям, её руки попросил жестокий немецкий рыцарь Рыдыгер, но девушка отказала ему. И тогда несчастный чужетранец пошёл на неё войной, проиграв которую, сразу лишил себя жизни... Совсем скоро его примеру последовала и Ванда, нежелающая, чтобы её народ покорили следующие горе-женихи. Попрощавшись с подданными, вышла княжна на берег реки и бросилась в воду, став добрым духом Вислы. Позже в её честь предки современных краковян насыпали небольшой курган. Потому, кстати, место, где он находится, называют Могилой. А что до имени Ванды, тот же Кадлубек писал, что оно произошло от литовского слова «вандуо» - вода.
Благодаря ещё одному польскому летописцу Яну Длугошу до нас дошло старейшее из известных нам сегодня упоминаний о наводнении, которому подверглись люди, жившие на берегах старой Вислы. Датируется такое событие 988 годом. Ещё несколько раз Висла заливала Краков в 1221, 1310 и 1475 году. А наиболее масштабное краковское наводнение случилось в ночь с 26 на 27 авгута 1813 года. Говорят, люди тогда передвигались по улицам в лодках. А один из выживших свидетелей этой катастрофы описывал её так: «Бедняки проплывали на снопах сена, на сорванных крышах и наскоро сооружённых плотах, но всё это спасало их лишь на время. Мы не были готовы к такому событию и мало что могло прийти нам на помощь». Вавельский Холм тогда превратился на время в остров. Течением сорвало два моста. В том числе знаменитый Королевский, считающийся первым мостом над Вислой, сооруженным ещё во времена правления Казимира Великого, то есть в четырнадцатом столетии. Он соединял Страдом с Казимежем. Кстати, последний из вышеперечисленных районов современного Кракова долгое время был островом.
Там, где сейчас проходит длинная и широкая аллея Иосифа Дитля, было когда-то старое русло Вислы, а во время правления вышеупомянутого президета Кракова (так здесь называют мэра) его засыпали. В память о проплывающей здесь реке у нас остался виадук, который в прежние времена был мостом, корабли на фасадах домов , выходящих когда-то на набережную, и красноречивое имя пересекающейся с аллеей краковской улицы — Старовисльной.
Подобная участь постигла в том же девятнадцатом веке и один из притоков реки Рудавы, воды которой, в свою очередь, щедро питали Вислу. Приток этот пересекал Кармелитскую улицу, наполнял большой ров, проходивший вдоль каменных городских укреплений, приводил в действие мельницы (по-польски млыны) и поставлял при помощи городского водопровода живительную жидкость в каждый дом, в том числе и на Вавель. Именно потому реку называли Королевской Млынувкой.
А раз уж мы заговорили о королях и прочих политиках, стоит упомянуть ещё одно связанное с Вислой важное для краковян событие. В 1915 году на середине одного из мостов пожали друг другу руки ещё один краковский президент — Юлиуш Лео и мэр правобережного Подгужа Франциск Мариевский. Так соединились эти два города. Кстати, благодаря тому же Юлиушу Лео берега Вислы были «одеты в камень» и облагорожены. На них появились знаменитые трёхкилометровые Надвислинские Бульвары. Сегодня их ровно семь. На правом берегу вниз по течению Полеский, Волынский и Подольский. На левом — Родля, Червинский, Инфлантский и Курляндский.
Мостов над рекою в Кракове тоже семь: Звежинецкий, Дембницкий, Грюнвальдский, Пилсудского, Кладка Бернатка, Силезскийх Повстанцев и, наконец, Котлярский. О каждом из них рассказывать можно долго. По красоте они, конечно, увы, очень уступают варшавским и вроцлавским, не говоря уже о венецианских, пражских и флорентийских, но история их полна интересных фактов. Взять, например, хоть тот же Грюнвальдский, рядом с которым в течении года сидел и ждал своего скончавшегося от сердечного приступа хозяина верный Джок — польский Хатико. (Памятник этой собаке вы легко сможете найти на другом берегу).
Или многострадальный Мост Пилсудского, полуразрушенный немцами в 1945 году... Перечислять можно долго. Этим займёмся как-нибудь в другой раз. А сейчас скажем лишь, что первый краковский каменный мост над Вислой появился в конце восемнадцатого столетия и, увы, не дожил до наших дней. И, раз уж мы заговорили обо всём первом, добавим сюда так же факт о линии электрического трамвая, которая впервые была проложена на несуществующем ныне Подгурском Мосту в 1901 году. А в 1827 по Висле впервые проплыл корабль без вёсел и парусов. Кстати, до девятнадцатого столетия нашу реку считали одной из самых судоходных. Это был главный торговый путь, соединяющий юг страны с севером. Путешествие на кораблях, груженных тяжелым товаром, из Кракова в Гданьск длилось месяц. Долгое время вниз по течению возили соль из Велички и Бохни, а вверх деревянные брёвна для укрепления шахт. Тех, кто сплавлял по Висле на длинных плотах древесину издавна называли włóczkowie — от слова «волочить».
Представителей этого ремесла вы можете втретить в одной из легенд о Кракове. Говорят, что во время одного из нашествий вблизи тогда ещё подкраковской деревни Звежинец они разгромили захватчиков и, переодевшись в их пёстрый наряд и сев на низких степных лошадей отправились в город, где, напугав его жителей, а потом обрадовав их, с песнями и гулянием лихо отпраздновали победу. С тех пор из Звежинца в центр старого города каждый год отправляется шествие во главе с одетым по-восточному ловко танцующим всадником на тряпичной лошади - Лайкоником.
Связана с Вислой и вот такая легенда: всё в том же Звежинце на одном из её берегов стоит монастырь и костёл Норбертанок. Говорят, в средние века его жительницы заказали для своего храма колокол, но сколько мастер не отливал его, инструмент трескался, и в отчаянье наш литейщик бросился в Вислу и утонул. Колокол с трещиной долгое время висел на башне и пел над городом жалобным голосом об утопленнике, пока его не постигла точно такая же участь. Теперь, говорят, он поёт в ночь Ивана Купалы на дне реки. Но услышать его — нехороший знак, предвещающий смерть от воды.
Сейчас это может казаться нелепым — в краковской Висле давно никто не купается, но до второй половины двадцатого века у краковян было больше шансов стать его жертвой. Особенно у прекрасной половины человечества, пляж для которой находился у подножия норбертанского монастыря. А мужчины купались тогда возле Вавеля.
Да, было время, когда в нашей Висле ловилась рыба, ныряли и плавали горожане, хозяйки ипользовали её воду для питья и полива. Сегодня, увы, королева всех польских, рек, как её называют сами поляки, довольно сильно загрязнена. Может быть, с течением времени её волны очистятся, а пока для начала, туристы и жители города, постараемся уважительно относиться к окружающей нас природе и, как бы банально это не звучало, не будем кидать с мостов или берега мусор, плеваться и мучать населяющих Вислу рыб и птиц. Ведь богатство Кракова — это не только легенды и памятники искусства, но и изумрудные ветки деревьев, яркие, как самоцветы, венчики нежных цветов и сапфировая лента Вислы — крупнейшей польской реки, без которой, возможно и не было бы ни этого, ни других городов, выросших и расцветших однажды на её берегах.