Найти тему
Исправленному верить

Сокол одноглазый... Сталинский

Борис Александрович Туржанский
Борис Александрович Туржанский

Указом от 31 декабря 1936 года «за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами», звания Героя Советского Союза был удостоен лётчик, комбриг Борис Александрович Туржанский. Он стал первым советским человеком, удостоенным звания за военные заслуги.

Красный польский дворянин

Тогда герои звёзд ни с неба, ни в Кремле не хватали. Когда спустя почти три года была учреждена медаль «Золотая Звезда», как отличительный знак Героя Советского Союза, Борису Туржанскому 4 ноября 1939 года вручили её за №12. Что же за враги такие были у СССР в мирном 1936-м,
и кто вообще такой Борис Туржанский?

Потомственный польский дворянин Борис Александович Туржанский родился 9 марта 1900 года в Смоленске, в семье заместителя начальника Смоленского почтово-телеграфного округа, статского советника Александра Александровича (1851—1912) и детской писательницы Евгении Павловны (урождённой Алферьевой, 1869—1932). После реального училища поступил в Смоленскую гимназию. В 1915 году семья переехала в Москву и Борис поступил в Московское художественное училище. Подрабатывал помощником художника, давал частные уроки. 18-летним вступилв Красную Армию и пошёл, вернее, поехал на Гражданскую мотоциклистом 1-го корпусного и 7-го истребительного авиационных отрядов 9-й армии Южного и Юго-Восточного фронтов. В 1920-м служил шофёром политуправления 9-й армии, переброшенной на Кавказский фронт. В 1921-м окончил сначала Егорьевскую военно-теоретическую авиационную школу, а затем Зарайскую лётную школу первоначального обучения. В 1922-м — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1923-м — Московскую высшую авиационную школу и Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. В 1923—1924 гг. молодой, но грамотный пилот служил лётчиком-инструктором в Каче. В 1924—1925-м — в авиачасти Киевского военного округа. В 1925—1927-м — лётчиком-инструктором Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1927-го — вновь в строевой части ВВС Киевского военного округа, но уже помощником начальника штаба авиабригады, а затем и командиром отряда. В 1929-м окончил курсы усовершенствования командного состава при ВВА имени Н.Е. Жуковского и направлен в Белорусский округ командиром авиаэскадрильи, а оттуда в Закавказский — командиром авиабригады.

В 1932—1933 гг. командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей имени Ф.Э. Дзержинского — лучшей в ВВС РККА, за что получил почётную грамоту ВЦИК, которой очень дорожил.

В отпуск Борис поехал к среднему брату Александру (1898—1982), который командовал корпусом, и у него ночью по приборам налетал за месяц 32 часа (Старший брат Павел Александрович, 1888—1944, лейтенант Императорского флота, лётчик, не принял советской власти, у белых командовал тяжёлым британским танком MK-V (Марк 5) «Бурый медведь» в Северо-Западной армии Николая Николаевича Юденича, затем эмигрировал во Францию, погиб в Бресте во время немецкой оккупации — прим. авт.).

Зов предков

16–17 мая 1933 года польские лётчики капитан Ежи Баян (1901—1967) и капитан Петр Павел Дудзиньски (1899—1974) на двух спортивных аэропланах пролетели по маршруту Варшава—Харьков—Ленинград. В ответ Постановлением Политбюро №141 от 15 июля 1933 г. п.106/97 О полёте наших самолетов в Польшу был одобрен визит советских лётчиков. Решено: а) для ответного визита в Польшу считать возможным 18 июля послать 2 самолёта Р-5 с экипажами: первый — помкомвойск УВО Ингаунис и инженер инспекции ВВС РКК Мезинов; второй — командир 252 авиабригады Туржанский и бригадный инженер Павлов, по маршрутам: для первого: Москва—Гомель—Львов—Варшава—Лида—Витебск—Москва (с посадкой во Львове и Варшаве); для второго самолета: Москва—Витебск—Полоцк—Вильно—Варшава—Брест—Гомель—Москва (с посадкой в Варшаве); б) ассигновать на перелет 372 доллара. 18 июля 1933 года оба борта прибыли в Варшаву.

Конечно, к полякам должен был лететь поляк!

По словам Карла Радека, который находился в это время в Варшаве, советским летчикам устроили «необычайную» встречу, что отражало «переворот в польской внешней политике в пользу сближения с СССР».

Действительно, вскоре последовал визит в СССР польской авиационной делегации во главе с начальником военной авиации Польши полковником Людомилом Райским (1892—1977), начались переговоры об открытии воздушной линии Варшава—Москва. После подписания договора о ненападении между Польшей и СССР в июле 1932-го, в феврале 1934 года в ходе визита в СССР польский министр иностранных дел Юзеф Бек (1894—1944) поднял вопрос о визите в Польшу советской воздушной эскадрильи.

15 апреля Политбюро постановлением 210/192 «Об ответном визите во Францию, Польшу и Италию» в ответ на визит на самолетах в СССР представителей Италии, Франции и Польши НКВМ решил организовать ответные визиты отрядами самолётов — по три самолета ТБ-З в эти страны.

В 1934—1936 гг. Туржанский командовал авиабригадой, прикрывающей нефтепромыслы Баку. Обучал ночным полётам. За отличную работу его наградили мотоциклом «Харлей». В ноябре 1935-го присвоили звание полковник, а уже в марте 1936-го — комбриг, после чего направили слушателем оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.

Короткая командировка в Испанию

С 22 октября 1936-го под псевдонимом «Борис Мараншов» советник Туржанский в числе первых 11-и «красных соколов»-добровольцев в командировке в Испании. Учил республиканцев, обеспечивал воздушное прикрытие Басконии, руководил авиагруппой доставленных морем и собранных И-15. Летал командиром 4-й эскадрильи, а затем командиром бригады истребителей И-15. Правда, поначалу прибывшей группе лётчиков передали три «Бреге-XIX», два «Ньюпор-Деляжа» с неисправными пулемётами, один «Фоккер F.VII» и один «Дрэгон».
16 ноября эскадрилья Туржанского атаковала аэродром Навия, где было сосредоточено 12 самолётов франкистов. 24 ноября бомбили Овьедо,
25-го — позиции франкистов в районах Градо и Кото дель Барко. 8 декабря Борис сбил истребитель Не.51, однако лётчик выпрыгнул с парашютом с высоты 150 метров и спасся.

Ведя активные воздушные бои в небе Испании, эскадрилья под его командованием сбила 6 самолётов противника. Туржанский лично сбил 3. Однако 20 декабря во время очередного воздушного боя истребитель Туржанского был подбит, а сам он тяжело ранен. При вынужденной посадки в горах самолёт скапотировал (перевернулся через нос), пилот сильно ударился лицом о прицел, сломал нос и получил осколочное ранение левой глазницы. Глаз залило кровью. Место вынужденной посадки после интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Сложная операция черепа вернула пилота к жизни, однако зрение спасти не удалось. 11 февраля 1937-го ослепшего на один глаз лётчика отправили в СССР.

С одним глазом

После возвращения из Испании находился в распоряжении начальника ВВС РККА Якова Ивановича Алксниса (1897 — расстрелян 29 июля 1938), который наперекор выводам медкомиссии назначил его лётчиком-инспектором Управления ВВС РККА.

В 1937—1939 гг. — лётчик-испытатель военной приёмки, затем до июля 1941-го — начальник лётно-испытательной станции авиазавода №1 в Москве. Испытывал И-15бис и И-153, затем МиГ-1 и МиГ-3.

С июля по декабрь 1941-го — начальник лётно-испытательной станции авиазавода №301 в Химках Московской области, где испытывал истребители Як-1 и Як-7, и параллельно в составе отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, базировавшейся на Центральном аэродроме Москвы, нёс ночные боевые дежурства и участвовал в отражении налётов германской авиации на столицу.

В декабре назначен начальником лётно-испытательной станции авиазавода №153 в Новосибирске, где испытывал все выпускаемые модификации Як-7 и Як-9. Когда врага отогнали от столицы, в конце 1942 года, — назначен на аналогичную должность авиазавода №82 в Тушино, производившего те же яковлевские машины. В 1945-м ему присвоена квалификация лётчика-испытателя 1-го класса. На этом всё.

***
Герой Советского Союза, первым удостоенный этого высокого звания за боевые заслуги, скончался в Москве 14 июня 1948 года и был похоронен на городском Армянском кладбище.