Этот могучий шестиэтажный дом на Кирочной улице в Петербурге притягивает к себе внимание прежде всего циклопической аркой высотой четыре этажа, словно прорубленной здесь специально для прохода неведомого великана.
Дом был построен архитектором Павлом Юльевичем Сюзором в 1899 — 1900 годах для Анания Владимировича Ратькова-Рожнова, сына бывшего петербургского городского головы.
Его возвели быстро, ведь короткий петербургский строительный сезон не оставлял времени на раскачку и экстренность работы являлась нормальным явлением. Осадка громадного нового здания привела к трещинам в соседнем доме № 36, принадлежавшем поручику лейб-гвардии Преображенского полка Андрею Иванову. Тем не менее вскоре богато оформленный рустом, пилястрами, лепниной, атлантами-гермами и даже статуями дом Ратькова-Рожнова, оцененный в 661 с копейками тысячу рублей, стали заселять жильцы.
Квартиру из десяти комнат занял вице-адмирал Федор Александрович Гирс. Его семья, происходившая из Швеции, дала стране известных государственных деятелей. Его брат тайный советник Александр Александрович Гирс возглавлял отдел печати Министерства иностранных дел и столичное Телеграфное агентство. Он публиковал свои исторические сочинения в журнале «Русская старина», а в 1906 году издал книгу «Россия и Ближний Восток».
Позже в доме Ратькова-Рожнова жил адвокат Оскар Осипович Грузенберг, известный среди современников под прозвищем Еврейский защитник. В 1913 году он был одним из защитников на громком «деле Бейлиса» о якобы совершенном ритуальном убийстве...
Были среди жильцов дома супруги Котляревские. Нестор Александрович, историк литературы, незаурядный педагог, являлся первым директором учрежденного в 1905 году Пушкинского Дома, а также возглавлял репертуарный комитет императорских театров, управлял труппой и позднее заведовал репертуаром Александринского театра. Его жена Вера Васильевна, урожденная Пушкарева, служила там артисткой. Современники неизменно отмечали ее привлекательную внешность. Ей посвящал стихи Константин Бальмонт, в 1899 году Илья Репин написал углем ее портрет.
Литературный салон Веры Котляревской в доме на Кирочной был известен в светских кругах столицы. Здесь бывал даже великий князь Константин Константинович (поэт К. Р.).
Грянула революция, и семья распалась. Нестор Александрович остался в Советской России, до самой смерти в 1925 году он возглавлял Пушкинский Дом. Вера Васильевна оказалась за границей, где и умерла в 1942 году...
Дом А. В. Ратькова-Рожнова и сегодня блистает великолепием, вот только белоснежная «колонна» лифта, установленная точно по центру арочного проезда и великолепно видная с улицы, вносит некий диссонанс.
По материалам рубрики «Наследие» автора Александра Чепеля.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.