Первая мировая война (28 июля 1914 – 11 ноября 1918) - широкомасштабная война которую человечество ещё не видело, война машин и аэропланов, бронированных линкоров и дирижаблей, танков и химического оружия, война показавшая цену научного прогресса.
Сегодняшняя речь пойдёт о чудовищном поступке и бессилии немецких войск перед русским солдатом, а конкретнее о событиях 1914 - 1915 года, о доблестных защитниках крепости Осовец, подвиг которых позже вошёл в историю под громким названием «Атака мертвецов».
Русская крепость Осовец
Создание крепости было начато в 1882 году и продолжалось вплоть до 1914 года. В основу её конструкции легли 4 форта, три на левом берегу реки Бобр и один на правом: Центральный, Шведский, Заречный и Новый.
Чертежи и схемы взяты из труда Хмелькова С.А. "Борьба за Осовец" 1939 года.
Оборона крепости имела особый стратегический характер, ведь именно она защищала важный транспортный узел Белосток, который ведёт в Гродно, Минск и Брест, этот путь являлся самым кратчайшим в сердце Российской Империи. Кроме того, падение крепости послужило бы окружению русской армии и вероятнее всего молниеносному поражению России в первой мировой войне.
Огромным плюсом расположения крепости, являлась её не проходимая местность, вокруг неё находились лишь болота и густые леса, что позволяло полностью предотвратить риск обходного манёвра. Позже, участник обороны крепости Хмельков С.А. в своём труде «Борьба за Осовец», описал местность крепости так: «Противник не найдёт здесь ни дорог, ни жилья, ни закрытий, ни позиций для артиллерии».
Примечательно, что немецкие генералы называли Осовец – «игрушечной крепостью» и собирались взять её сходу без особых усилий.
Весь оборонный цикл крепости Осовец, можно разделить на два этапа.
Первый этап. Бомбардировки 25 февраля – 3 марта 1915 года
Первым делом противник хотел овладеть крепостью штурмом пехоты, но все попытки, произведённые 22 – 25 февраля отбивались заградительным огнём крепостной артиллерии и пулемётным огнём, немцы не доходили до проволочных сетей, несли потери и вынуждены были отступать. Более того, русские солдаты умудрялись не отсиживаться в окопах, а успешно переходить в контрнаступление, уничтожая осадные орудия врага. Впоследствии немцам, пришлось отодвинуть свои позиции на несколько километров и вести огонь вслепую.
В феврале 1915 года, немецкое командование стянуло под Осовец всю мощь своей артиллерии, пользуясь прекрасной маскировкой и слабостью артиллерии в крепости, противник 25 февраля открыл мощный огонь по крепости и довёл его до 3 марта, после чего интенсивность огня резко ослабилась. По разным данным, всего было выпущено около 200 000 тяжёлых снарядов, но в районе крепости упало лишь 30 000, скорее всего огромное количество снарядов поглотили болота и водяные рвы крепости.
Майор Спалек в польском журнале «Сапер и инженер войсковой» описывает бомбардировку крепости в таких выражениях: «Страшен был вид крепости, вся крепость была окутана дымом, сквозь который то в одном, то в другом месте вырывались огромные огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что ничто не может выдержать такого ураганного огня. Впечатление было таково, что ни один человек не выйдет целым из этого урагана огня и железа».
Дух русского солдата не был сломлен бомбардировкой — гарнизон скоро привык к реву и к взрывам снарядов мощной артиллерии противника. «Пущай постреляет, по крайней мере выспимся», — говорили солдаты, измученные предшествующими боями на передовых позициях и оборонительными работами в крепости (из труда Хмелькова С.А. «Борьба за Осовец»).
Второй этап. Химическая атака
С середины марта и вплоть до мая, противник вёл себя пассивно, что позволяло защитникам крепости активно вести восстановительные работы, разведка докладывала, что и немцы не теряют времени, днём и ночью они ведут фортификационную работу.
К концу июля противник приблизился своими окопами на 150-200 м. к первой линии обороны Сосневской позиции и продолжал вести земляные работы дальше, гарнизон крепости не понял этих работа – только потом стало ясно, что это была реализация коварного плана немецкого руководства.
Провальные попытки взять крепость после долгих бомбардировок, натолкнула противника на мысль – использовать ядовитый газ. Несмотря на весь свой огромный боевой опыт, защитники крепости не имели никаких средств защиты от ядовитых газов. Созданные вначале лета 1915 года первые противогазы русским химиком Николаем Дмитриевичем Зелинским, не успели дойти до Осовца.
6 августа 1915 года в 4 утра, поймав попутный ветер, немцы пустили газ и открыли мощнейший артиллерийский огонь. Ядовитое облако из хлора и брома накрыло равнину, а после и саму крепость. Большая часть гарнизона моментально погибла.
После химической атаки, 7 тысяч немецких солдат отправилось штурмовать крепость, пройдя успешно две линии обороны не встретив сопротивления, произошло то, чего никто не ожидал.
Из крепости зарокотал пулемёт, обгорев до костей, перемотанные кровавыми марлями, защитники крепости с криками «Ура» ринулись в атаку. Пару сотен солдат против семи тысячного немецкого войска. В рядах врага началась паника, немцы обратились в бегство, провисая на колючих сетках и затаптывая друг друга.
Позже немцы собирались предпринять ещё одну газовую атаку, но очередной штурм уже не понадобился, русская армия отступала из Польши, а крепость перестала носить стратегический характер. Эвакуировав выживший гарнизон и артиллерийское орудие, 23 августа крепость была взорвана сапёрами, так и не доставшись немецким захватчикам.
В отличии от других русских крепостей (превосходящих Осовец по размерам, гарнизону, снабжению и орудиям) - Новогеоргиевск, Ковно, Гродно – Осовец выполнил свою задачу, перекрыв на более чем пол года доступ к Белостоку, выдержал бомбардировку мощной артиллерии, отразил все штурмы и отбил штурм с применением отравляющих газов.
Страны Антанты были сильно впечатлены стойкостью защитников крепости, весь мир впервые облетела крылатая фраза «Русские не сдаются!», а последняя раковая контратака русских солдат вошла в историю как «Атака мертвецов».