Найти в Дзене
Про Баку

Баку 1970-х. Что мы ели

Я продолжаю вспоминать юность. Пытаюсь таким образом сохранить детали повседневности, которая тоже важная часть нашей общей истории.

1970-е годы в Баку, насколько я могу судить, отнюдь не были голодными. Знаменитые талоны в СССР появились в 1978 году, а в Баку — лишь к концу следующего десятилетия, да и с ними бакинцы вполне ужились: всякий находил способы и варианты питаться вкусно.

Холодильник из интернета. Но у нас был похожий.
Холодильник из интернета. Но у нас был похожий.

Мое пролетарское семейство, жившее на две скромные зарплаты и две пенсии, разнообразило рацион, как могло. «Только разве ж этот ребенок ест как человек?!»

Да, не взирая на всяческие разносолы, приготавливаемые бабушкой, мое кормление было сущим наказанием: голубцы нужно было разворачивать, супы процеживать, ворсинки зелени, фрагменты лука и прочее изымать из еды немедленно. А потом еще и уговаривать с танцами и сказками.

— Какую кашу будешь есть? Рисовую или манную? — спрашивала утром бабушка.
— А какая дольше всего готовится? — интересовался я.
— Рисовая.
— Значит, давай рисовую.

Так я пытался оттянуть постылый завтрак.

Моя бабушка Тоня и дед Вася. Весна 1978 года. Фото из семейного архива.
Моя бабушка Тоня и дед Вася. Весна 1978 года. Фото из семейного архива.

Но остальные члены семьи, как я рассуждаю из другого века, питались вполне сытно и разнообразно. Холодильник не пустовал. Мама помогла мне восстановить примерный список того, что подавалось в те годы у нас (да и не только, наверно, у нас) на стол.

Холодные закуски:

  • квашеная капуста, ее квасили и сами, и покупали у молокан на базаре, капусту подавали к столу с маслом и луком;
  • соленые огурчики;
  • маринованная с зеленью и чесноком демьянка (так в Баку называли баклажаны);
  • отварной язык, брынза, сыр жёлтый («голландский»), копченая и вареная колбаса, балык.

Из печеночного паштета и сливочного масла сворачивался рулет. Зимой хорошей закуской был холодец.

Салаты:

  • обязательно винегрет
  • а по праздникам — «столичный»
  • позже еще и бурачный (бураком в Баку называют красную свёклу), морковный.

Салаты готовились в промышленных масштабах, тазами, ведь гости на аппетит не жаловались, да и уходя домой, обычно получали от моих хлебосольных родственников непременные баночки со снедью — «на дорожку».

Горячие закуски:

  • блинчики с мясом,
  • пирожки с картошкой, с капустой, с мясом, с луком и яйцами.

«Main course»:

  • Вышеупомянутые голубцы (они же «кялям долмасы») или долма с виноградными листьями. Мясо дефицитом не было. Говядины на базаре было достаточно, стоила она 2 рубля за килограмм;
  • Курица отварная, курица жареная. Кур деревенских иногда привозили от знакомых из Краснодарского края.
  • Каспийская рыба разных видов, как правило, жареная, с томатно-луковой подливкой: кутум, сазан, хек.

Селедка-залом мариновалась, покрывалась луковыми кольцами, посыпалась укропом и подавалась к отварной картошке. Моей долей в каждой рыбине был жирный селёдкин хвост. Селедку, по этикету, клали не на тарелку, а на обрывок газеты. Газеты в те годы успешно заменяли и салфетки, и упаковку, и туалетную бумагу.

Чёрная икра в Баку была вполне доступна (1 килограмм — 20 рублей), однако не до такой степени, чтобы ее можно было ставить для гостей. У граждан среднего достатка это все-таки в основном был деликатес «для внутреннего употребления».

А вот осетрину делали главным блюдом праздника не так редко. Правда, ее у нас не жарили, а отваривали.

Борщ бывал регулярно, куриный суп — само собой. Нередко варили суп фасолевый («лобиевый») или пити. Но пити готовился по-простому, в кастрюле, а не как у азербайджанцев, старающихся соблюдать кулинарные традиции — в глиняных горшочках.

Готовили плов. Лепили пельмени, лепили вареники с творогом или вишней. Дома часто раскатывали лапшу, которую сушили впрок. Бабушка готовила и окрошку. Пуще других супов я не любил зеленый борщ — кисловатый мясной суп со щавелем и прочей зеленью.

Обыденным блюдом был густой суп с мясом и картошкой, который в Баку почему-то называют соусом. Была и постная версия соуса — из баклажанов.

Изредка готовили хаш, который очень любили все мужчины: можно было выпить с утра, закусить чесноком и расслабиться до конца дня, как правило, выходного.

Большая часть перечисленных блюд была не только к празднику, но и для повседневности. Разница была в объемах и сочетаниях. Впрочем столичный салат определенно готовился исключительно к праздникам.

После сытного обеда/ужина наступало время чая. К хорошо заваренному чёрному чаю («мяхмяри») иногда подавались и конфеты, и торт. Но все-таки традиционными атрибутами праздничных чаепитий были пироги (например, с абрикосовым джемом) и разнообразные варенья: инжировое, вишневое, кизиловое, айвовое, терновое. Варенья в Баку варили с июня по сентябрь, по мере выхода тех или иных ягод-фруктов) и накапливали запасы, исчислявшиеся десятками литров. Хранили варенье преимущественно в «баллонах» — так в Баку и сейчас называют 3- и 5-литровые стеклянные банки.

Инжировое варенье. Фото из интернета.
Инжировое варенье. Фото из интернета.

В кулинарном смысле особым праздником была Пасха.

В нерелигиозном советском Баку Пасха являлась тем не менее важной частью календаря, и русские считали своим долгом красить яйца (пищевые красители продавались на рынке) и печь куличи. У нас многие годы хранился в кладовке запас форм, сделанных, как я понимаю, из консервных банок разной величины. Тесто с кишмишом закладывалось в формы и ставилось в печь. Сквозь окошко духовки было видно, как на жестянками поднимаются румяные купола. Для проверки готовности была острая палочка, которой бабушка тыкала вглубь куличей.

Готовая выпечка заливалась поверху глазурью из яичных белков и сахара. Мне иногда доверяли посыпать незастывшую глазурь разноцветным пшеном. Получалось совсем красиво.

Сестра моей бабушки — баба Нюра. На столе стоят те самые куличи. Весна 1978 года. Фото из семейного архива.
Сестра моей бабушки — баба Нюра. На столе стоят те самые куличи. Весна 1978 года. Фото из семейного архива.

Куличики дарили соседям и родным. И все равно их было столько, что через пару недель бабушка озабоченно бормотала: «Нужно все-таки доедать».

На Пасху и не только пеклись ватрушки с творогом, булочки, рулеты с орехами.

При всем этом рационе я был весьма худеньким малышом и поэтому, когда меня удавалось таки накормить, мне бабушка советовала полежать после трапезы: «Чтобы жирок завязался».

...Иногда думаю, что бы сказала моя бабушка Тоня, если бы узнала, что её внучок, которого тошнило от любой травинки в супе, от одного вида лука и который не мог есть 80 процентов из всего, что она так старательно готовила, что ее внук, спустя годы, где-то в заморских краях, ел бычий хвост, летучую мышь, сушеных кузнечиков, полуживых моллюсков и сырой говяжий фарш. Причем не просто ел, вынужденно, а сам, подлец, их заказывал!.. Эх, как нас жизнь меняет!..

Домашние посиделки примерно 1971 года. Прием тети Клавы — гостьи из  Москвы.
Домашние посиделки примерно 1971 года. Прием тети Клавы — гостьи из Москвы.

Я уже рассказывал про Баку 1970-80-х здесь:

Подписывайтесь на мой канал. Будет еще много интересного про Баку прошлого и про Баку современный.

И, конечно, приезжайте к нам в Баку! Покажу вам все вживую.