Мы все априори представляем маму, как нечто теплое, родное, согревающее. Она жалеет нас, когда нам плохо. Она всегда придет на помощь, поддержит и утешит. Она всегда будет на нашей стороне, чего бы мы не вытворяли. Для мамы мы всегда самые лучшие. Она защитит своей любовью и нежностью. Сделает наш мир безопаснее и светлее. Каждый день, пока мы растем, она мужественно несет на своих хрупких плечах все невзгоды и семейные проблемы. Помогает нам развиваться, делает нас достойными членами общества. А когда мы вырастаем, для нее мы все равно остаемся детьми, о которых она продолжит заботиться.
Такой мы все представляем маму. Такой мы привыкли видеть маму. И такой точно нельзя назвать Джозефину Херст – героиню книги «Мама, мама».
Эта женщина погрязла в своем нарциссизме. Под ее гнетом и унижением ходит вся семья. Она настолько хладнокровно справляется с каждым членом семьи и так навязывает свои безумные взгляды, что невольно начинаешь сомневаться в своей адекватности. Она превращает тебя в психически нестабильного человека.
Каждый в семье по-разному пытается противостоять ее тирании. Муж упивается алкоголем, лишь бы забыться и абстрагироваться от жены и ее власти. Старшая дочь свою жизнь проживает, прячась за маску идеального ребенка, которую нацепила на нее мать. Вторая дочь справляется с помощью агрессии и наркотиков, восхищаясь семьями своих друзей, в которых правит демократия и матери по-настоящему любят свои детей.
Самый младший в семье – сын Уилл вынужден, сам того не осознавая, подчиняться и идеализировать мать. Его мне, как читателю, больше всего жалко. Мальчику настолько «промыли мозги», что он совершенно не понимает, где правда, а где навязанная его матерью ложь.
Все дети Херст – сломленные, поддавленные личности и жертвы своей безумной матери. Всю жизнь ими манипулируют, вводят в заблуждение, внушают чувство вины, выдавая все это за материнскую любовь и заботу. И, кажется, этому нет конца.
Книга на очень тяжелую тему со сложными персонажами и захватывающим, наводящем ужас сюжетом. Но читается легко. Написана от лиц двух детей – средней дочери Вайолетт и младшего сына Уилла. Если вы готовы окунуться в мир жестокого материнства, то я вас предупреждаю о тяжести, которая будет сопровождать вас на протяжении всей книги.