Очень часто, воссоздавая историю жизни художника, биографы опираются на воспоминания современников, обрывки писем или поздние мемуары. Но это всегда фрагменты, а нужен полный рассказ. Читатель не любит белых пятен и рваных переходов. В них он ревностно ищет подвох и начинает сомневаться в достоверности изложенного. Так рождаются биографии, похожие на литературный роман. Если вы присмотритесь внимательно к любой книге, из цикла ЖЗЛ или к другой увесистой работе, посвященной исторической личности, то там так и будет написано: роман-биография. Что из этого правда, что вымысел, что аналогия, а что фантазия самой изучаемой персоны остается только гадать и уповать на добросовестность биографа, влюбленного в своего героя и сроднившегося с ним за долгие годы одностороннего общения.
Мы предлагаем вам эксперимент.
Перед нами несколько документов: протоколы заседаний Академии по подготовке к Салону; номера газет и журналов, где искусствоведы и критики печатали свои пассажи; запись из городской ратуши; копия брачного контракта и ведомость из военного интендантства. На основе этих скудных канцелярских строк мы попробуем построить небольшое эссе, которое расскажет о важном событии в жизни великого Клода Моне.
С самого начала 1870 год не задался и не сулил Франции ничего хорошего. В конце марта воздух городов заполнило тревожное ожидание войны, она была неизбежна. В строгих же залах бывшей Королевской Академии живописи и скульптуры, заполненных копиями римских статуй и живописными работами именитых профессоров, разворачивалась своя битва. Милле и Добиньи сражались с консерваторами за Клода Моне, а точнее за его право представить две свои работы «Завтрак» и «Гренуйер» (Лягушатник) на ближайшем Салоне. Но академические ряды были тесны и единодушны в своем отрицании художественного прогресса, а также мелочны в своих претензиях. Поэтому жюри во главе с главным инспектором изобразительных искусств Франции Арсеном Уссе (1814 – 1896) приняло три тысячи работ, но не Моне. Добиньи был разочарован этим решением, ибо счел его неуважением к собственной персоне и покинул жюри будущего Салона, вслед за ним последовал Коро. Шансы группы художников, заседавших в Кафе Гербуа на общественное признание таяли на глазах.
Немного ранее Ренуар, уже имевший какое-никакое признание, пошел на компромисс с Академией – он не устраивает скандал из-за отказов, а в официальных документах его обозначают как «ученик Глейра». Подобная ассоциация с популярным академистом своего времени открывала необходимые двери. Ренуар мог участвовать в крупных заказах, его знали в обществе и никто из нобелей не вставляет ему палки в колеса.
Из-за демарша Добиньи и Коро, а также из-за громкой позиции Милле и Зима, входивших в закрытый список диссидентов, скандал Моне был обеспечен. Критики пытались усидеть на двух стульях и остаться актуальными в изменяющемся мире. Жан Равенель, Жюль-Антуан Кастагнари, Филипп Бурти, а вслед за ними и сам Арсен Уссе со своим изданием L ’Artiste , поддержали в прессе Моне. Его ассоциировали с Ренуаром и называли их школу, а для художественного критика назвать оппозиционных художников отдельной школой – это уже большой шаг, - «натура для натуры» (“nature for nature ”). Но это ничего не меняло. Доступ к ресурсам Академии для Клода Моне был закрыт. Это означало невозможность получать крупные заказы, печатать свои работы в официальных каталогах и вообще иметь хоть какой-то стабильный доход от своей профессии.
И в этот момент, когда надежды любого амбициозного художника летят под откос со скоростью пикирующего орла, наш герой проявляет редкостную инфантильность. 28 июня 1870 года Клод Моне, проживавший на улице Бужеваль, сочетался браком с Камиллой-Леоне Донсьё, проживавшей на бульваре Батиньоль в доме номер 17, принадлежавшем ее родителям. Одно можно сказать точно - это был союз сердец. Ибо оба супруга были беднее церковной мыши. Брак был заключен в ратуше 8-го округа. В реестре свидетелей указаны четверо: Гюстав Курбе, Гюстав Моне (быть может, родственник жениха), Поль Дюбуа – доктор медицины и журналист Антуан Лафон.
Непонятно как к подобному союзу отнеслись родители Моне, ибо отец практически прекратил с ним общение задолго до этого, когда Клод отказался поступать в Академию изящных искусств или возвращаться домой в свой провинциальный Гавр и заниматься семейной бакалейной лавкой. А вот позиция родителей невесты была весьма прозрачна. Любящий, но очень небогатый отец стремился позаботиться о будущем дочери, поэтому в брачном контракте, заключенном неделей ранее и заверенном мэтром Омоном-Тьевилем, у супругов установлено раздельное владение имуществом. Так будущая госпожа Моне могла защитить себя от долгов мужа. Кроме того, ей полагалось скромное приданое в размере 12 000 франков. По 5% от этой суммы выплачивалось в первые два года брака, а остальное Камилла могла получить через три месяца после смерти отца. Это была ее незыблемая часть наследства, вне зависимости от того сколько получат ее мать и младшая сестра.
Но финансы были не единственной проблемой молодой семьи. Клод не смог представить в ратушу никаких документов о своем отношении к воинской повинности, что было важно в условиях грядущего призыва на войну. Дабы исправить проблемы с бумагами, он поспешил в интендантство, где его ждал сюрприз спорной приятности. Его повестка, выписанная в 1860 году, когда он вернулся из военной компании в Африке, заболев брюшным тифом, была просрочена и ему необходимо было пройти путь резервиста снова. Это предполагало медкомиссию и первичное обучение. Он более не мог официально попасть под первый призыв как опытный солдат, но стоял на контроле в военном ведомстве. Справедливости ради, стоит отметить, что Моне не горел военной карьерой и не вернуться в африканское пекло ему помогла тетушка, откупившая его от притязаний армии. Здесь же ему предоставили отсрочку в связи с браком.
Вот так заключили брак художник, чьи работы сегодня составляют достояние мировой культуры и его модель, улыбающаяся нам с его полотен.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Каждое утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.