Россияне ежедневно находятся в сети на протяжении 7 ч. 17 минут.Недавно опросила 35 школьников разного возраста от 7 до 16 лет. Из них только три первоклассника проводят в сети около получаса. Хорошо это или плохо?
Только цифры
По данным Digital 2020, средний пользователь проводит в интернете 6 часов 38 минут ежедневно.
Если отбросить восьмичасовой сон, получится, что 40% времени бодрствования проходит в онлайн.
Недавно опросила 35 сочинских школьников от 7 до 16 лет. Из них только три первоклассника проводят в сети около получаса. Чем старше ребенок, тем время, которое он проводит в сети увеличивается. Большинство опрошенных ответили, что проводят в сети более 6 часов в день.
Много это или мало решает каждый взрослый для себя. Я же вновь говорю, если дети в сети – мать в ответе. И задача взрослых сделать пребывание молодого поколения в сети безопасным.
Что может сделать каждый?
56% опрошенных Институтом изучения журналистики Reuters в возрасте от 18 лет заявили, что «обеспокоены» достоверностью фактов в интернете. В прошлом году это значение было на уровне 54%.
Триста лет назад обучалась на филологическом факультете КГУ, преподаватели предлагали нам, для формирования целостной картины смотреть новости 1 канала, ГТРК и НТВ. Развивать критическое мышление и задавать вопрос: «Как на самом деле?».
Что сейчас?
- Что касается информационной среды, - пишет Ирина Жилавская, главный редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация», - то и она претерпевает существенные изменения. Стало понятно, что некачественная информация имеет вирусную природу, она распространяется также стремительно и воздействует на человека также губительно как вирус. И вирус, и дезинформация переносятся контактами и распространяются по незнанию и процветают за счет страха. По отношению к дезинформации нужны те же профилактические меры, своего рода вакцина, коллективный иммунитет, который постепенно вырабатывается у людей. От дезинформации нельзя избавиться запретами и ограничениями.
Какой выход? Развить у своих детей критическое мышление.
Д. А. Русакович в статье: «Повышение уровня медиабезопасности молодежи через развитие критического мышления", которую прочитала в журнале «Молодой ученый» рассматривает возможность повышения уровня медиабезопасности школьников именно развивая у них критическое мышление. В данном исследовании ученый описывает программу по медиабезопасности, представляющую собой курс из восьми практических занятий. Они направлены на развитие у школьников навыков критического мышления, умения анализировать информацию, а также создавать собственные медиатексты.
Необходимо отметить, что у студентов также повысился творческий потенциал, который на этапе первичной диагностики в большей степени был присущ студентам-девушкам, в то время как студенты юноши совсем не стремились к созданию собственных медиатекстов.
Только ли специализированные курсы могут развить у ребенка критическое мышление.
Думаю, что нет. Если в своих семьях мы будем задавать чаще вопрос «Почему», если будем исследовать и анализировать вместе с детьми, то этот навык станет неотъемлемой частью жизни. Но! Надо учитывать важную, на мой взгляд, вещь – доверие и интуиция. Наш внутренний голос, порой, уже в первую секунду говорит нам, что та или иная информация нам не нужна.
Если интересно, то могу поделиться упражнением, которое можно делать дома вместе со школьниками или дошколятами. Опробовала его не раз на ребятах от 7 до 16 лет и каждый раз достаточно глубокое проникновение в души детей происходит. Просто поставьте «+» в комментарии.