Теперь эти товары продаются в любом магазине
Гречка
Сегодня кажется странным, что гречка когда-то считалась дефицитным товаром. Этой крупы в магазинах практически не было. Ее доставали по блату, продавали из-под полы, втридорога. Если ядрицу вдруг выбрасывали в свободную продажу, то у прилавка выстраивалась длинная очередь. Гречка традиционно входила в так называемые продовольственные заказы с дефицитными продуктами, которые совслужащие могли приобрести по месту работы. В этих наборах она радовала хозяек наряду с баночкой икры, палочкой финского сервелата и рижскими шпротами. Гречку дарили учителям, начальству, нужным людям.
Вместо крупы ядрицы покупатели обходились гречневым проделом. Это та же гречка, но раздробленная на части. Если килограмм крупы стоил 56 копеек, то продел обходился практически вдвое дешевле. По питательной ценности и содержанию полезных веществ и витаминов он не уступал ядрице. Но не каждый об этом знал. Да и внешний вид каши из продела проигрывал классической гречневой.
Даже пандемия не оставила россиян без любимого продукта, не смотря на то что в первую волну ограничений люди хватали гречку килограммами. По мнению психологов, это делали скорее по старой памяти, поскольку все мы родом из СССР.
Туалетная бумага
Еще один товар, который расхватывают при малейшем намеке на трудности, – туалетная бумага. Первые мягкие рулончики появилась в СССР в 1968 году. Бумагу пустили в розничную продажу в Москве и Ленинграде. Но средством гигиены почти никто не заинтересовался. Советские граждане предпочитали по старинке пользоваться газетой. Тогда потребителей стали просвещать, в том числе и через средства массовой информации. Люди изучили инструкции, обратили внимание на экзотический товар, а потом в полной мере оценили облагораживающие свойства туалетной бумаги. И вскоре она... стала дефицитом.
Облагораживающие рулоны продавались в основном в крупных городах, производство отставало от потребностей населения. Если туалетная бумага появлялась в продаже, ее моментально расхватывали. Люди стояли в очередях за заветным товаром. Счастливые обладатели дефицита нанизывали рулончики на бечевку, надевали на шею, словно гигантское колье, и так шагали домой.
Колготки
До семидесятых годов прошлого столетия советские гражданки были знакомы только с чулками. Для того чтобы они красовались на женских ножках, требовалось закрепить их с помощью специальных поясов или резинок. А потом в СССР появилось чудо чудное – эластичные колготки производства ГДР. Ни тебе поясов, ни резинок. Колготки сразу попали в разряд дефицитных товаров. Стоили они недешево – от 5,5 рубля, а у спекулянтов вдвое дороже.
Потом наладили производство отечественных колготок. Но колготки Тушинской фабрики или Брестского комбината были толстыми, смотрелись грубовато и быстро покрывались зацепками. А вот рижские конкурировали с гэдээровскими. Колготки берегли как драгоценность, надевали в перчатках, чтобы не делать зацепок. А если они расползались, то заклеивали любым клеем или закрепляли лаком для ногтей. В мастерских даже оказывали услугу по штопанью колготок. Были у женщин и свои маленькие хитрости. Чтобы тонкое изделие дольше служило, его перед ноской клали в морозилку. Подарить колготки считалось весьма престижно.
Книги
Не зря очереди были даже в библиотеках. Книг в самой читающей стране катастрофически не хватало. Счастливыми обладателями собраний сочинений становились те, чьи родственники работали в книжных магазинах или типографиях и доставали литературу по блату. Чаще всего у таких владельцев редкие фолианты годами пылились на стеллажах, просто украшая интерьер.
Сотрудники НИИ сдавали макулатуру, получали талоны на приобретение книг и потом отоваривали их в книжных магазинах. Изобретательные книгочеи каждое утро по дороге на работу покупали в киосках порой ненужные газеты, эту периодику потом несли в пункты приема.
Особым спросом пользовалась классическая литература, фантастика, детективы, детская литература. Выражение "лучший подарок – книга" полностью соответствовало той эпохе.
Духи
"Ландыш серебристый" и духи "Весенние" были доступны советским гражданкам, но особой радости не доставляли. Дамы мечтали о французских "Клима" и "Диориссимо", а уж на худой конец о польских "Пани Валевска" или латвийских "Дзинтарс". Тонкий заграничный запах поднимал красавиц на недоступную высоту. Французские духи привозили из-за границы, покупали у спекулянтов или в знаменитой "Березке".
Продавались они и в крупных магазинах, в частности в ЦУМе. Такие ароматы в 70-е годы стоили 40 рублей за 100 миллилитров, а это треть среднестатистической зарплаты. Но найти их в свободной продаже было практически невозможно.
Преподнести любимой женщине такой подарок означало навеки добиться ее расположения. Польские духи были доступнее по цене, но за ними тоже надо было охотиться. Самый бюджетный доступный вариант – духи "Быть может", которые для нынешних пенсионерок до сих пор ассоциируются с молодостью и красотой.